Представим динамику цен на вторичном рынке объектов гаражного хозяйства. Отметим, что средняя цена предложения на гаражи формируется, в основном, за счет предложений на капитальные кооперативные гаражи, поскольку доля подземных и многоуровневых паркингов невелика (см. график 4.2.4).
График 4.2.4 | Изменение средней цены
за 4-й квартал 2013 г.
|
За 4-й квартал 2013 г. средняя цена предложения на гаражи и машиноместа в среднем по городу выросла на 5,7%. Отметим, что в 2013 г. не было летнего сезонного снижения цен на гаражи, цены оставались достаточно стабильными, за год прирост средней цены составил 7,7%%. На рынке капитальных индивидуальных гаражей средняя цена предложения увеличилась за 4-й квартал на 6,5%, а за год –на 3,9%. На рынке закрытых паркингов прирост цены за квартал составил 4,2%, а в целом за год она практически не изменилась (см. график 4.2.4).
Изменение среднеценовых характеристик гаражей с разбивкой по районам г.Перми за период с декабря 2012 г. по декабрь 2013 г. представлено на графике 4.2.5. Все минимальные, максимальные и средние цены на гаражи по районам г. Перми, а также с учетом жилого зонирования представлены в ежемесячных формах №3 (см. Приложение 2).
График 4.2.5 | Изменение средней цены
за 4-й квартал 2013 г.
|
* средняя цена рассчитана по нерепрезентативной выборке, возможны случайные отклонения
Отметим, что средняя цена в Ленинском районе значительно превышает цены в остальных районах города (в 1,2 – 2 раза). Со 2-й половины 2011 г. по 1-ю половину 2012 г. в Ленинском районе наблюдался рост средней цены предложения гаражей, в основном за счет сокращения количества недорогих предложений. Со 2-го полугодия 2012 г. в Ленинском районе вновь зафиксировано снижение средней цены предложения из-за появления кооперативных гаражей в выборке. В 2013 г. средняя цена здесь восстановилась до уровня середины 2011 г.
В Кировском и Орджоникидзевском районах цены предложения, наоборот, ниже, чем в среднем по городу (на 30 – 50%). Выборки предложений в этих районах зачастую нерепрезентативны, что не позволяет проследить динамику средних цен.
Наиболее заметно в 4-м квартале средняя цена выросла в Индустрильном районе и, тем самым, восстановилась до уровня 2012 года. В отдельные периоды времени в том или ином районе можно наблюдать краткосрочные «всплески» в динамике средней цены предложения. Это обусловлено появлением или выбытием в выборках по районам предложений подземных гаражей.
Отметим, что из-за небольшого числа предложений гаражей по зонам и маленькой дифференциации цен с начала 2013 г. произведено объединение 2-й и 3-й зон, а также 4-й и 5-й зон. На графике 4.2.6 отражены ценовые показатели на рынке гаражей в 2013 г. в зависимости от зоны (с учетом жилого зонирования) и их изменение за 4-й квартал 2013 г.
График 4.2.6 | Изменение средней цены
за 4-й квартал 2013 г.
|
* средняя цена рассчитана по нерепрезентативной выборке, возможны случайные отклонения
Отметим, что колебания средней цены предложения по зонам во многом объясняются структурными изменениями. Так, доля подземных гаражей в 1-й зоне на конец 4-го квартала 2013 г. составила 25% (снижение на 3%), во 2-й и 3-й зонах – 29% (снижение на 3%), в 4-й и 5-й зонах – 7% (рост на 4%). Таким образом, в 4-м квартале доля подземных и многоуровневых паркингов выросла только в последней группе.
На графике 4.2.7 показаны средние цены на рынке подземных и многоуровневых паркингов в зависимости от местоположения (с учетом жилого зонирования) и их изменение за квартал.
График 4.2.7 | Изменение средней цены
за 4-й квартал 2013 г.
|
На графике 4.2.8 представлена динамика средней цены на объекты коммерческого автохозяйства (кроме гаражей и машиномест) в г. Перми за период с декабря 2012 г. по декабрь 2013 г.
График 4.2.8 | Изменение средней цены
за 4-й квартал 2013 г.
* нарастающим итогом ** изменение цены за период
|
Средняя цена предложения на объекты коммерческого автохозяйства в Перми выросла за 4-й квартал на 13%, за весь 2013 год – на 17%, что полностью связано со структурными изменениями. Изменения структуры предложения значительно влияют на колебания средней цены из-за малого числа предложений.
Кроме того, средняя цена на объекты автохозяйства сильно зависит от качества объектов, входящих в выборку. Объекты низкого качества (гаражи под автосервис) предлагаются в диапазоне 10 – 30 тыс. руб./кв.м, а объекты более высокого качества (действующие автосервисы и автомойки) – дороже – в диапазоне 30 – 80 тыс. руб./кв.м.