3.12.1 Этажность зданий не должна, как правило, превышать значений, указанных в таблице 3.1.
Для строительства зданий выше указанных в таблице необходимы технико-экономические и
расчетные обоснования. Длина здания (секции) должна быть не более 100 м.
3.12.2 Здания с кирпичными (каменными) стенами следует предусматривать, как правило, простой и симметричной формы в плане.
В зданиях высотой пять и более этажей должно быть не менее одной внутренней продольной стены, а расстояния между поперечными стенами не должны превышать 20 м.
Нижние этажи, при необходимости получения в них свободных площадей, следует выполнять в железобетонном или металлическом каркасе.
3.12.3 В зданиях с кирпичными стенами следует:
- в зданиях высотой четыре и более этажей в сопряжении стен укладывать арматурные сетки
шагом по высоте не более 100 см;
- в зданиях высотой пять и более этажей по всем стенам в уровне перекрытий и покрытий
устраивать монолитные железобетонные обвязки, армированные каркасом из двух продольных стержней диаметром 10 мм. Для связи с поэтажными обвязками плиты должны иметь
арматурные выпуски или закладные детали. Если плиты перекрытий применяются без арматурных выпусков, то диск перекрытия усиливается устройством между плитами с шагом
5-6 м монолитных участков шириной не менее 120 мм, армированных сквозными арматурными
каркасами, заанкеренными в примыкающих обвязках перпендикулярного направления;
|
|
- в зданиях высотой десять и более этажей стены следует усиливать вертикальными железобетонными включениями.
3.12.4 В крупнопанельных зданиях наружные и внутренние стеновые панели должны соединяться между собой не менее чем в двух уровнях по высоте этажа.
3.12.5 В железобетонных рамных и безригельных каркасных зданиях следует:
- центральную зону жестких узлов армировать замкнутыми хомутами, которые устанавливаются с шагом не более 100 мм;
- участки ригелей и колонн, примыкающих к жестким узлам на расстоянии, равном полуторной
высоте их сечения, армировать замкнутой поперечной арматурой (хомутами), которые устанавливаются с шагом не более чем 150 мм;
- предусматривать между гранями перегородок, стенами, не участвующими в работе каркаса, и
конструкциями каркаса антисейсмические швы шириной не менее 20 мм.
ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Общие положения
4.1.1 Указания настоящего раздела распространяются на проектирование новых, капитальный ремонт и реконструкцию существующих транспортных сооружений, в том числе сооружений особой и повышенной ответственности, и на проектирование железных дорог I-IV категорий, автомобильных дорог I-IV, Шп и IVп категорий, метрополитенов, скоростных городских дорог и магистральных улиц, пролегающих в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов.
|
|
Примечание 1. Производственные, вспомогательные, складские и другие здания транспортного назначения следует проектировать по указаниям разделов 2 и 3.
Примечание 2. При проектировании сооружений на железных дорогах V категории и на железнодорожных путях промышленных предприятий сейсмические нагрузки допускается учитывать по согласованию с утверждающей проект организацией.
Примечание 3. К числу особо ответственных транспортных сооружений относятся мосты через водотоки, виадуки, эстакады, тоннели и лавинозащитные галереи длиной более 500 м на дорогах общей сети, многоярусные транспортные развязки на городских дорогах, а также здания, в которых размещаются службы и средства управления работой крупных узлов транспортной сети и сети дорог в регионах. Под сооружениями повышенной ответственности понимаются те же объекты длиной от 100 до 500 м.
Примечание 4. При проектировании сооружений на железнодорожных путях и на автомобильных дорогах промышленных предприятий сейсмические нагрузки могут не учитываться, кроме отдельных обоснованных случаев, определяемых утверждающей проект организацией.
4.1.2 Помимо антисейсмических мероприятий, при проектировании транспортных сооружений
в соответствующих случаях необходимо предусматривать инженерные мероприятия по защите
объектов от сопровождающих землетрясения явлений (тектонических разрывов грунта, оползней,
обвалов, селей, снежных лавин, цунами, разжижения грунта, водно-песчаных и мутных потоков).
Оценка устойчивости склонов в горной и холмистой местности, а также водонасыщенных песков на
равнинах должна выполняться с учетом расчетного сейсмического воздействия.
4.1.3 Разделом устанавливаются специальные требования к проектированию транспортных
сооружений при расчетной сейсмичности 7, 8 и 9 баллов.
Проекты тоннелей и мостов длиной 500 м необходимо разрабатывать исходя из расчетной сейсмичности, устанавливаемой по согласованию с утверждающей проект организацией, с учетом данных специальных инженерно-сейсмологических исследований.
Расчетная сейсмичность для тоннелей и мостов длиной не более 500 м и других искусственных сооружений на железных и автомобильных дорогах I-III категорий, а также на скоростных городских дорогах и магистральных улицах принимается равной сейсмичности площадок строительства, но не более 9 баллов.
Примечание. Сейсмичность площадок строительства тоннелей и мостов длиной не более 500 м и других дорожных искусственных сооружений, а также сейсмичность площадок строительства насыпей и выемок, как правило, следует определять на основании данных общих инженерно-геологических изысканий по таблице 1.1 с учетом дополнительных требований, изложенных в 4.1.4.
4.1.4 При изысканиях для строительства транспортных сооружений, возводимых на площадках
с особыми инженерно-геологическими условиями (площадки со сложным рельефом и геологией,
русла и поймы рек, подземные выработки и др.), и при проектировании этих сооружений крупнообломочные грунты маловлажные из магматических пород, содержащие до 30 % песчано-глинис-
того заполнителя, а также пески гравелистые плотные и средней плотности водонасыщенные, следует относить по сейсмическим свойствам к грунтам II категории; глинистые грунты с показателем
консистенции 0,25 <IL ≤ 0,5 при коэффициенте пористости е < 0,9 для глин и суглинков и е < 0,7 для
супесей - к грунтам III категории.
Примечание 1. Сейсмичность площадок строительства тоннелей следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта, в который заложен тоннель.
|
|
Примечание 2. Сейсмичность площадок строительства опор мостов и подпорных стен с фундаментами мелкого заложения следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта, расположенного на отметках заложения фундаментов.
Примечание 3. Сейсмичность площадок строительства опор мостов с фундаментами глубокого заложения, как правило, следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта верхнего 10-метрового слоя, считая от естественной поверхности грунта, а при срезке грунта - от поверхности грунта после срезки. В тех случаях, когда в расчете сооружения учитываются силы инерции масс грунта, прорезаемого фундаментом, сейсмичность площадки строительства устанавливается в зависимости от сейсмических свойств грунта, расположенного на отметках заложения фундаментов.
Примечание 4. Сейсмичность площадок строительства насыпей и труб под насыпями следует определять в зависимости от сейсмичеких свойств грунтов верхнего 10-метрового слоя основания насыпи.
Примечание 5. Сейсмичность площадок строительства выемок допускается определять в зависимости от сейсмических свойств грунта 10-метровго слоя, считая от контура откосов выемки.
Трассирование дорог
4.2.1 При трассировании дорог в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов, как правило, следует
обходить особо неблагоприятные в инженерно-геологическом отношении участки, в частности, зоны возможных обвалов, оползней и лавин.
4.2.2 Трассирование дорог в районах сейсмичностью 8 и 9 баллов по нескальным косогорам
при крутизне откоса более 1:1,5, допускается только на основании результатов специальных инже
нерно-геологических изысканий. Трассирование дорог по нескольким косогорам крутизной 1:1 и
более не допускается.