№
п/п
| Тема урока.
Основное содержание
| Дата
|
1.
| Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
| Устное народное творчество (6 часов)
| |
2.
| Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Вариативная природа фольклора.
| |
3.
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
«Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
|
|
4.
| Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.
|
|
5.
| «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
| |
6.
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
|
|
7.
| РРКлассное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».
| |
| Древнерусская литература (1 час)
| |
8.
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.
|
|
| Литература XVIII века (1час)
| |
9.
| М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.
| |
| Литература XIX века (30 часов)
| |
10.
| Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
| |
11.
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок».
| |
12.
| И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
|
|
13.
| Р.Р. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
|
|
14.
| В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский– сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои
| |
15.
| В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
|
|
16.
| А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
| |
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
|
|
18.
| К/Р №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина»
| |
19.
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки.
| |
| Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.
|
|
21.
| Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.
|
|
22.
| В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
| |
23.
| М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
| |
24.
| Выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем.
|
|
25.
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
| |
26.
| Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».
|
|
27.
| Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
| |
28.
| Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
|
|
29.
| И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
| |
30.
| И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
|
|
32.
| К/Р №2по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование).
| |
33.
| Афанасий Афанасьевич Фет.Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
| |
34.
| Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
| |
35.
| РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению.
| |
36.
| А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа.. Осмеяние глупости и невежества героев.
| |
37.
| Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
|
|
38.
| Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова
|
|
39.
| Вн.чт. И.Бунин. «Опять она, родная сторона...» Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.
| |
| Русская литература XX века (22 часа
| |
40.
| В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.
| |
41.
| Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.
|
|
42.
| РР Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко
| |
43.
| С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
| |
44.
| П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства.
| |
45.
| Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка»
|
|
46.
| К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя.
| |
47.
| Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке.
|
|
48.
| Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа.
|
|
49.
| С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла.
| |
50.
| РР. Художественные особенности пьесы-сказки Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению.
| |
51.
| А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
| |
52.
| К/Р № 3 по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского»
| |
53.
| В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
| |
54.
| В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера.
|
|
55.
| РРКлассное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев» (По одному произведению.)
«Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По пр-ям Паустовского, Платонова, Астафьева)
| |
56.
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.
| |
57.
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе.
| |
58.
| Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного.
| |
59.
| Дети и война. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
К.М.Симонов. Рассказ о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.
|
|
60.
| Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.
| |
61.
| Вн.чт. Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
| |
| Из зарубежной литературы (6 часов)
| |
62.
| Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
| |
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
|
|
64.
| РР Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена:
«Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»
| |
65.
| Вн.чт. Ж. Санд. Рассказ о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа. Спор героев о прекрасном.
| |
66.
| Вн.чт. М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи.
| |
67.
| Вн.чт. Д.Ж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.
| |
68.
| К/Р № 4. Итоговый тест.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Рекомендации для летнего чтения.
| |
69-70.
| Резервный урок.
|
|