В последние годы широкое распространение получили ГТУ на базе авиационных газовых турбин. Такие агрегаты имеют относительно небольшую массу. Они оформлены в виде транспортабельных блоков, размещаемых на металлических или железобетонных рамах, что значительно сокращает объем монтажных работ: выверка блоков в горизонтальной и вертикальной плоскостях и соединение межблочных коммуникаций.
Агрегат ГПА-Ц-6,3 состоит из шести блоков, поставляемых с завода в собранном виде и соединяемых в процессе монтажа. Блок турбоагрегата состоит из двигателя и нагнетателя, смон-160
Рис. 61. Последовательность (/—/V, Уа, У б) монтажа блоков ГПА-Ц-6,3:
блоки: / — турбоагрегата; 2 — маслоохладителей; 3 — всасывающей камеры; 4 — шумоглушителей; 5 — фильтров; 6 — выхлопная шахта
тированных на железобетонной плите и соединенных между собой зубчатой муфтой. Здесь же расположены выхлопная улитка маслосистемы смазки н уплотнений, маслобаки, газовые и воздушные коммуникации (рис. 61).
Приводом компрессора служит двигатель, спроектированный на базе авиационного турбовинтового двигателя. Топливом служит газ, транспортируемый по газопроводу. Запускается двигатель газовым стартером под давлением транспортируемого газа. Нагнетатель — двухступенчатая центробежная машина с горизонтальным разъемом корпуса. Смазка двигателя и нагнетателя циркуляционная. Всасывающую камеру с контейнером автоматики соединяют с блоком турбоагрегата гибким переходником. При этом точной центровки блока не требуется. В контейнере автоматики размещены датчики и первичные приборы. Воздухоочистительное устройство с шумогл\-шителем в виде двух транспортабельных блоков, устанавливаемое на всасывающей камере, предназначено для" очистки воздуха, поступающего в двигатель.
Блок маслоохладителей состоит из четырех маслоохладителей воздушного охлаждения. Его устанавливают на кронштейне турбоагрегата над двигателем.В верхней части шахты размещены панели для шумоглушения потока выхлопных газов.
Агрегат устанавливают на песчано-гравийную подсыпку или на монолитный железобетонный фундамент со стальными пластинками толщиной 20 мм.
6 Заказ № 1997 161
Нагнетатель монтируют после установки турбоагрегата, который принимается за 'базу. Горизонтальность блока достигается за счет изменения толщины подкладок под турбоблоком.
После выверки турбоагрегата и всасывающей камеры с контейнером автоматики бетонной смесью заливают фундаментные болты на 60—100 мм ниже верха колодца. Когда бетон в колодцах достигает не менее 60 % проектной прочности проводят окончательную выверку агрегата и подливку его бетоном марки не ниже 200. После подливки бетона и набора прочности монтируют выхлопную шахту, блок маслоохладителей и воздухоочистительное устройство.
По окончании монтажа технологической обвязки нагнетателя его центруют с двигателем. Соосное расположение роторов нагнетателя и турбины достигается путем изменения положения двигателя.
Глава 6