Методика сбора правоприменительных решений
Решения судов
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 08. 2011 года № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», мониторинг правоприменения проводится на регулярной основе в отношении отрасли законодательства и группы нормативных правовых актов, и оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнений решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. Поиск решений судов общей юрисдикции
http://www.gcourts.ru/
http://actoscope.com/
Решения Конституционного Суда РФ:
http://www.ksrf.ru/Decision/Pages/default.aspx
Решения Уставных и Конституционных судов субъектов федерации представлены на соответствующих интернет-ресурсах данных органов государственной власти.
Суды общей юрисдикции публикуют решения на своих официальных сайтах, так же решения можно найти в правовых базах «Консультант» или «Гарант».
|
|
Методика поиска и анализа решений судов
Для начала следует определиться с конкретной правоприменительной проблемой, исследование которой предстоит.
Затем следует обратиться к закону, который содержит нормы по конкретной правоприменительной проблеме.
Тексты решений необходимо проанализировать, выделив в них существенные моменты:
1. Правоприменительная проблема (общая для всех решений)
2. Каков вид суда, практика которого анализировалась (общий для всех решений):
Для судов общей юрисдикции:
1 Мировой суд (1 инстанция)
2 Районный суд (1 инстанция, апелляция)
3 Суд субъекта РФ (1 инстанция, апелляция, кассация)
4 Верховный Суд РФ (1 инстанция, апелляция, кассация, надзор)
3. Какой вид производства (общий для всех решений):
a) Конституционное
b) Гражданское
c) Административное
4. Период, за который практика анализировалась
5. Характеристика судебного решения (для конкретного дела):
a) Реквизиты решения (дата принятия, № дела, Суд, принявший решение)
b) По чьей инициативе возбуждено производство, кто привлечен к участию в деле
c) Требования лица, обратившегося в Суд; основные аргументы в обоснование заявленных требований
d) Как истолкованы условия удовлетворения требования или привлечения к ответственности
e) Какие положения закона и подзаконных нормативных актов и какие именно применены; истолкование судом норм при их применении. Мониторинг правоприменения включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, законов РФ, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, издающих в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты. Постановлений Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлений и указов Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
|
|
f) Позиция суда по заявленным требованиям и аргументы в ее обоснование
6. Самостоятельная оценка студентом дел с точки зрения законности и обоснованности принятых решений (общая для всех решений)
Решения иных правоприменительных органов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 694, при осуществлении мониторинга используется практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов. В связи с этим, представляется необходимым анализ практики и самостоятельный сбор неопубликованных правоприменительных решений путем обращения в государственные органы, организации, такие как прокуратура, УМВД, ФССП, ФАС, ФСКН и другие.
[1] См. Рабочую программу учебной дисциплины «Правоведение» в системе «Blackboard».