Основные мероприятия по экономии электрической энергии при работе электродвигателей указаны в приведенной ниже структурной схеме рис.9.3.
Рис.9.4
Увеличение средней загрузки рабочих машин приводит к снижению удельного расхода электроэнергии. Значение коэффициента загрузки β можно рассчитать как
β ,
где P – фактическая мощность (кВт), потребляемая двигателем из сети при данной загрузке, определяемая:
- по показателям приборов (счетчиков, амперметров и вольтметров), включенных в цепь статора двигателя;
- аналитически по методике P - мощность, потребляемая двигателем из сети (кВт) при номинальной загрузке, определяемая как
P ,
где η - номинальный к.п.д. двигателя.
Ориентировочное значение экономии электрической энергии, получаемое в результате повышения загрузки рабочих машин, можно определить по приведенным на рис. Кривым K = f (β), где K – коэффициент увеличения удельного расхода электрической энергии, %.
K ,
где ∆W – фактическое значение удельного расхода электроэнергии за фиксированный промежуток времени, кВт.ч/мин (час, сутки и т.д.); ∆W - удельный расход энергии при отсутствии холостого хода и загрузке β=1, кВт.ч/мин (час, сутки и т.д.);
K = - коэффициент использования рабочей машины;
Т - машинное время, ч;
Т - время холостой работы, ч.
Правильный выбор электродвигателя по типу и мощности на стадии проектирования и эксплуатации, который предполагает
- выбор электродвигателей по мощности в соответствии с режимом работы механизма (установки);
- установку двигателей закрытого типа только в тех местах, где она регламентируется Правилами устройства электроустановок или ПТЭ угольных и сланцевых шахт. Установка таких двигателей в условиях окружающей среды, допускающих эксплуатацию двигателей, открытого или защищенного типа, имеющих лучшие энергетические показатели, будет приводить к необоснованным потерям электроэнергии;
- при прочих равных условиях отдавать предпочтение перед двигателями с фазным ротором короткозамкнутым асинхронным двигателям, имеющим более высокие энергетические показатели (к.п.д. и Cosφ).
Замена мало загруженных электродвигателей на двигатели меньшей мощности.
При средней загрузке электродвигателя менее 45% номинальной мощности замена его менее мощным всегда целесообразна и проверка расчетами не требуется.
При загрузке электродвигателя более 70% номинальной мощности замена его нецелесообразна.
При загрузке электродвигателя в пределах 45-70% номинальной мощности целесообразность его замены должна быть подтверждена уменьшением суммарных потерь электрической энергии в электродвигателе и сети в результате проведенной замены согласно выражению
,
где η , η – к.п.д. сравниваемых двигателей при заданной загрузке, о.е.;
tg φ , tg φ - тангенсы углов φ и φ , соответствующие значениям коэффициента мощности cos φ и cos φ ; K - коэффициент потерь, кВт/квар.
Необходимые для расчета ориентировочные значения к.п.д. и cosφ асинхронных двигателей в зависимости от коэффициента загрузки β определяются путем умножения приведенных в табл. значений в относительных единицах (о.е.) на номинальные (по паспорту).
Ориентировочные значения к.п.д. и асинхронных двигателей в зависимости от загрузки
Таблица 9.11
β,о.е. | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
η,о.е. | 0,48 | 0,68 | 0,79 | 0,86 | 0,93 | 0,97 | 1,0 | 1,01 | 1,01 | 1,0 |
cos φ | 0,34 | 0,56 | 0,70 | 0,79 | 0,87 | 0,93 | 0,97 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Замена малозагруженных двигателей, встроенных в механизмы, настолько дорога и сложна, что она практически нецелесообразна.
Повышение качества ремонта двигателей.
При проведении ремонта двигателей недопустимо снижение их энергетических показателей (к.п.д. и cos φ), которое может иметь место при
- обточке роторов;
- уменьшении числа проводников в пазу;
- расточке пазов;
- выжигании обмоток.
Снижение энергетических показателей двигателей по сравнению с номинальными данными в процессе их эксплуатации будет приводить к
- увеличению мощности холостого хода, а следовательно, к повышенному потреблению активной энергии;
- повышенному потреблению реактивной энергии (в случае увеличения при ремонте воздушного зазора между статором и ротором), сопровождаемому указанными в п. отрицательными последствиями.
Выбор двигателей с более высокими энергетическими показателями.