Наличие общих элементов в различных концепциях социального партнерства

Название элемента Социальное партнерство в трудовой сфере Межсекторное социальное партнерство
Цель и задачи регулирование социально- трудовых отношений согласование социально-экономической политики
Объект и предмет социально-экономические отношения работников занятость, социальная защита, экология
Принципы социального партнерства а) учет интересов сторон б) равноправие сторон в) обязанность выполнения договоренностей г) ответственность сторон
Субъекты социального партнерства а) бизнес б) органы государственной власти в) НКО г) работники д) профсоюзы
Механизмы социального партнерства Переговоры со своими формами, методами, способами, процедурами и технологиями взаимодействий
Средства социального партнерства государственные отраслевые, областные, муниципальные соглашения

 

Социальное партнерство обращается к проблемам, которые простираются вне организационных границ и традиционных целей и лежат в пределах области традиционной государственной политики, в том числе и на социальной арене. Это требует активной, а не пассивной причастности всех сторон. Участники должны сделать ресурсное обязательство, которое больше чем просто денежно-кредитные отношения.

Из данных определений мы видим, что социальное партнерство может рассматриваться с позиции различных объектов и предметов. Можно сделать вывод, что социальное партнерство – система, которая обладает свойствами, необходимыми для функционирования социально-ориентированной экономики.

В настоящее время социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, уверенно встраивается в ткань отношений самых разных социальных субъектов, групп, общностей. В связи с этим общество можно представить в виде трехсекторной модели, в которой выделяются три социальные подсистемы:

1) политическая подсистема, включающая в себя органы публичной власти. Часто ее называют государство (первый или государственный сектор);

2) экономическая подсистема, в которую входят бизнес организации и предприятия, рыночные отношения. Ее называют бизнес (второй или коммерческий сектор);

3) гражданское общество или НКО (третий или некоммерческий сектор).

Все сказанное заставляет по-новому взглянуть на социальное партнерство, позволяет расширить его рамки, придать новый импульс этому социальному институту, уйти от консервативного толкования социального партнерства, якобы касающегося только сферы трудовых отношений. Настала пора говорить о новом социальном партнерстве и новой социальной политике, без чего современные социально-экономические и общественные отношения развиваться эффективно не способны.

Социальное партнерство – это серьезная школа демократии, то есть система взаимоотношений в обществе, при которой реализуются интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство – это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества [45, c,18-19].

Социальное партнерство в России находится в процессе становления. Сложности в его развитии связаны с особенностями осуществления приватизации, структурными перекосами в экономике, распределением национального дохода в пользу прибыли и в ущерб оплате труда, осуществлением неолиберальной политики управления государством, наличием преград в развитии каждого сектора. Некоммерческому сектору предстоит повысить активность и сплоченность. Российскому бизнесу необходимо дозреть до понимания выгод социального инвестирования, активнее идти на контакт с некоммерческим сектором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: