Стороны, системы и формы социального партнерства

Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты, уровни, формы и механизмы реализации.

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются:

Предприниматели. Объединениям предпринимателей принадлежит, в сущности, ключевая роль в развитии систем социального взаимодействия, что во многом предопределено целями, достижению которых подчинено само создание этих организаций. Среди них: содействие развитию частного предпринимательства, рыночной экономики, совершенствованию трудовых отношений вообще и с профсоюзами в частности; защита интересов предпринимателей перед лицом государственной власти; координация тактики и стратегии предпринимателей в области забастовочного движения и т.п.

В настоящее время в РФ насчитывается более шестидесяти общероссийских объединений предпринимателей. И лишь немногим более половины проявляют сколько-нибудь заметную активность в социальной сфере. Это легко понять: подавляющая часть наших предпринимателей не связана прямыми отношениями с выступающими от их имени профсоюзами. Выход же на уровень переговоров с исполнительной властью рассматривается ими не более чем дополнительная возможность оказывать давление на нее в пользу своих сиюминутных потребностей. На достижение данной цели, собственно, и сориентирована структура отраслевых, региональных и межрегиональных групп предпринимателей.

Профсоюзы. Один из центральных вопросов, связанных с участием профсоюзов в системах дву - и трехстороннего взаимодействия, - это степень их представительности. Фактически речь идет о легитимности того или иного профсоюза или профцентра представлять интересы всех наемных работников и групп, являющихся его членами, как социального партнера. Этот вопрос приобрел сейчас немалую остроту в связи со значительным сокращением профсоюзного членства и падением престижа профсоюзов. Становлению профсоюзов как субъекта социального взаимодействия препятствует серьезный раскол в российском профсоюзном движении. Три нынешних профцентра преемница ВЦСПС Федерация независимых профсоюзов России и образовавшиеся, но уже имеющие солидную социальную базу Всероссийская конференция труда и Конфедерация труда России находятся в состоянии конфронтации друг с другом. Причем по соображениям принципиального характера, что, естественно, затрудняет выработку совместной согласованной позиции, без чего невозможно выйти на уровень переговоров не только с правительством, но и с предпринимательской стороной.

Государство. Главная задача государства как одного из социальных партнеров - создание условий для полной реализации в стране гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей. Иными словами - формирование поля для социального взаимодействия.

Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения между субъектами, основанные на действующем законодательстве и включающие, прежде всего, процессы разработки, принятия и реализации согласованной политики в социальной и трудовой сферах с учетом особенностей развития города.

Механизм реализации социального партнерства представляет собой согласованный порядок взаимодействия сторон в процессе обсуждения, принятия и осуществления намечаемых мероприятий.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля над выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой ведется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

К основным задачам Российской трехсторонней комиссии относятся:

- ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством России;

- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

- проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

- согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

- изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства и пр. [40]

Российская трехсторонняя комиссия функционирует лишь десять лет. За это время она превратилась в один из важнейших инструментов реализации принципов социального партнерства. Основными направлениями совершенствования системы социального партнерства в России являются:

- укрепление системы организационно-правовой базы коллективно-договорных отношений;

- более четкое теоретико-методологическое обоснование механизмов разрешения социально-трудовых проблем;

- усиление информационного, финансового и кадрового обеспечения функционирующей модели [40].

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых должна соответствовать законам субъектов Российской Федерации, положениям об этих комиссиях, утверждаемым представительными органами местного самоуправления.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Основной формой реализации социального партнерства являются предусмотренные действующим законодательством трехстороннее соглашение, заключенное сторонами, а также решения, обращения, рекомендации и другие документы трехсторонней комиссии.

Регулирование ключевых вопросов в системе социального партнёрства таких, как оплата труда и стимулирование, рабочее время и время отдыха, социальные гарантии, охрана труда, досуг осуществляются с помощью особой формы – коллективно-договорного регулирования. Реализуется оно через систему заключения соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий – через систему коллективных договоров между представителями работников, представителями работодателей и государством. Именно соглашения призваны играть роль регулятора трудовых отношений.

Для реализации механизма регулирования социально-трудовых отношений посредством коллективно-договорной системы постоянно функционирует Российская трёхсторонняя комиссия (РТК). Именно в рамках её деятельности осуществляется согласование социально-экономических интересов сторон; готовится и заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует Генеральное соглашение на 2008-2010 гг. (десятое за годы существования постсоветской системы социального партнёрства). Несмотря на кажущуюся внешнюю статичность этого важнейшего документа, содержание его основных разделов и обязательств отражает сложившуюся на текущий период времени социально-экономическую ситуацию в стране, и определяет тот круг проблем, решение которых необходимо для улучшения социальной обстановки.

Наиболее значимую роль в регулировании трудовых отношений принадлежит региональным соглашениям и коллективным договорам, заключаемым на уровне предприятий (организаций). Региональные соглашения заключаются на уровне территорий и устанавливают приоритеты решения социально-экономических проблем, в том числе и с учётом территориальных возможностей.

Преимущества коллективно-договорной системы регулирования социально-трудовых отношений на уровне предприятий.

1. Полный и содержательный коллективный договор является надёжной правовой основой для улучшения условий труда, повышения заработной платы и её индексации, социальных гарантий. В противном случае работник ограничивает возможности защиты своих интересов лишь контрактными условиями (трудовым договором), или на уровне законодательства (Трудового кодекса), где определены минимальные государственные гарантии.

2. Коллективный договор позволяет учесть особенности деятельности предприятия и использовать имеющиеся ресурсы в интересах работников и развития производства, оказывающими влияние на общество в целом.

3. Коллективный договор обеспечивает устойчивую взаимосвязь и отношения между работниками и работодателями (администраций), обозначая права и обязанности заинтересованных сторон. Это проявляется и в развитии партнёрских отношений между коллективом и администрацией.

4. Работники получают законные права на получение информации о положении дел на предприятии.

5. Преимуществом (и одновременно принципом) является и добровольность принятия обязательств, что подчёркивает социальную и экономическую ответственность сторон коллективного договора.

Как показывает практика, в настоящее время коллективные договора заключаются на крупнейших частных и государственных предприятиях, где сильны позиции профсоюзов и на тех средних и малых предприятиях, где сама администрация заинтересована в их заключении, и проводит политику социально ответственного бизнеса по отношению к свои работникам.

Коллективно-договорная практика социального партнёрства позволяет регулировать следующие ключевые вопросы в системе трудовых отношений: 1) оплата труда, надбавки и вознаграждения; 2) рабочее время и время отдыха; 3) специальные льготы, гарантии и компенсации; 4) гарантии в области занятости; 5) охрана труда, 6) гарантии прав профсоюзов.

Основным вопросом, рассматриваемым в соглашениях всех уровней, является оплата труда и её составляющие: тарифная сетка, минимальная тарифная ставка, механизм оплаты вынужденных простоев, индексация заработной платы, вознаграждения за выслугу лет, доплаты и надбавки и т.д. При этом на уровне генеральных соглашений обсуждаются вопросы общей направленности – устанавливается единая тарифная сетка, регулирующая оплату труда во всех секторах народного хозяйства; оплачиваемый отпуск; механизм компенсации работодателями падения покупательной способности заработной платы в связи с инфляционными процессами; перечень сквозных профессий и должностей, требующих единой оплаты, независимо от отраслевой принадлежности. В отраслевых тарифных соглашениях и региональных соглашениях учитываются специфические особенности труда и его оплаты в соответствии с основными профессионально-должностными группами. На уровне предприятий, в коллективном договоре, все перечисленные выше параметры регулирования социально-трудовых отношений конкретизируются с учётом региональных и иных особенностей, а также с учётом специфики самого предприятия.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что коллективно-договорной метод установления заработной платы является наиболее эффективным в решении вопросов оплаты труда [44, c.335].

1. В отличие от законодательно установленного минимального уровня оплаты труда, соглашения в рамках социального партнёрства являются более гибкими, и уровень оплаты труда может корректироваться социальными партнёрами с учётом меняющейся ситуации.

2. Принципы консенсуса, согласия и равноправия способствуют установлению соответствия между экономическими и социальными целями, а это главное условие определения обоснованной оплаты труда с учётом реальных возможностей.

3. Поскольку работодатель изначально, в силу объективных обстоятельств, доминирует в отношениях «наёмный работник-работодатель», то социальное партнёрство позволяет восстановить равновесие в этих отношениях, в первую очередь, по вопросам оплаты труда.

Следует отметить, что в силу также объективных причин у различных экономических субъектов формируются не одинаковые рыночные возможности установления систем и уровня заработной платы. В такой ситуации наиболее важным представляется определение минимально гарантируемого уровня заработной платы и целесообразно это делать в отраслевых соглашениях. Это обстоятельство аргументируется тезисом о том, что именно работники каждой отдельной отрасли народного хозяйства или конкретной профессии нуждаются в определении специфических особенностей данной отрасли или профессии в области регулирования заработной платы посредством соглашений и коллективных договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: