Компании | Доли по стоимости, % | |
2009 год | 2010 год | |
Coca-Cola | 49,0 | 49,6 |
PepsiCo | 28,2 | 21,7 |
ЗАО МПБК «Очаково» (Москва) | 6,8 | 9,1 |
ООО «МегаПак» (Московская область) | 2,4 | 3,5 |
ЗАО «Черноголовка» (Московская область) | 3,3 | 3,4 |
Холдинг «Ранова» | 1,8 | 2,1 |
ЗАО «Бородино» | 1,0 | 1,3 |
Другие | 4,2 | 6,8 |
Всего |
Следующую строку в рейтинге занимает столичная компания "Очаково", существенно укрепившая свое положение за последний год, прежде всего за счет продаж кваса.
Далее примерно с равными долями по итогам продаж в 2010 году следуют двух подмосковных производителей, также предлагающих потребителям достаточно дорогую продукцию: ООО "МегаПак" (марка Hoop), заметно увеличившее свой удельный вес за рассматриваемый период, и "Черноговка".
Важно отметить тот факт, что для рынка газированных напитков характерны существенные региональные различия: на нем присутствует огромное число локальных производителей, деятельность которых ограничивается рамками своих и, в лучшем случае, соседних регионов, где они занимают существенные доли рынка.
|
|
Рассматривая положение компаний - производителей газированных безалкогольных напитков в масштабах всей страны, можно отметить те же особенности: во всех регионах рынок контролируют крупнейшие международные компании, в то время как масштабы деятельности отечественных производителей ограничиваются рамками "своих" регионов.
Coca-Cola лидирует во всех регионах России. Наибольшую долю в объеме продаж компания занимает в Дальневосточном округе – более 60% рынка. Самая низкая доля отмечается в Центральном округе (без учета продаж в Москве и Московской области) – чуть более четверти.
PepsiCo уступает своему основному конкуренту на всех рынках, при этом, например, в Центральном регионе мировой гигант занимает лишь третью позицию, пропустив вперед также ООО "ПК "Мастер".
Среди отечественных производителей важно отметить МПБК "Очаково", занимающее неплохие позиции в Московском регионе, а также в Южном округе; компанию "Мастер", которая входит в число 10 крупнейших производителей во всех регионах, кроме Юга и Сибири; "Слимкомпани", чья продукция достаточно широко распространена в Северо-Западном и Центральном округах, включая столичные регионы.
Говоря о перспективах дальнейшего развития рынка безалкогольных газированных напитков, можно отметить, что продолжится его активный рост, хотя темпы роста продаж в ближайшие годы постепенно снизятся. К 2012 году среднедушевое потребление, предположительно, превысит 40 литров в год.
В Таблице 2.3. приведена сравнительная характеристика по признакам конкурентоспособности основных компаний на рынке безалкогольных напитков:
Таблица 2.3.