Воспитательный процесс - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.
Цель воспитания в современном образовании: создание условий для разностороннего развития личности. В связи с этим в Законе РФ «Об образовании» решение воспитательных задач в образовательном процессе направлено на выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование.
Форма воспитания - это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющее определенную структуру, место и продолжительность проведения.
Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.
Одновременно с педагогическими методами реализуются психологические методы и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.
– метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса),
– метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение)
– метод рационального воздействия (основное средство - внушение).
Выбор методов и форм воспитания зависит от:
цели и содержания воспитания, степени воспитанности воспитанников, уровня развития межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель пользуется для достижения целей обычно комплексом методов, создавая стратегию педагогического взаимодействия, рассчитанную на определенное время.