Причины и начало Смуты

События конца XVI – начала XVII вв. вошли в историю России под названием Смутного времени, или Смуты. Это был глубокий кризис общества и государства, своими корнями уходивший в эпоху Ивана IV. Тяжелейшие последствия опричнины, проигранная Ливонская война, ломка политических устоев, утверждение крепостничества в общегосударственном масштабе – все это в совокупности привело к Смуте. Непосредственным же поводом к ее началу стал династический кризис, возникший не без участия Ивана IV. В 1581 г. он в припадке гнева избил своего старшего сына и наследника Ивана, вскоре после этого скончавшегося.

В 1584 г., после смерти Ивана IV, престол занял его средний сын Федор. Фактически же правителем государства стал царский шурин Борис Годунов. В 1598 г. Федор умер, не оставив наследника. Еще ранее, в 1591 г., в Угличе при не до конца выясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана IV – царевич Дмитрий. Династия Рюриковичей прервалась. На Земском соборе 1598 г. царем был избран Борис Годунов.

Новый царь показал себя энергичным и способным государственным деятелем. Он стремился к достижению компромисса с различными слоями феодального класса. Особенно успешной была его внешняя политика: при нем были заключены мирный договор с Крымским ханством и перемирие с Польшей, установлены дружественные отношения с Англией. Однако всего этого оказалось недостаточно для утверждения новой династии. Борис Годунов не являлся, с точки зрения современников, «природным царем», а сам факт его избрания на царство, скорее не укреплял, а ослаблял самодержавие.

В 1601 – 1603 гг. на страну обрушилось страшное бедствие – голод, вызванный неурожаями и унесший жизни десятков тысяч людей. Попытки Бориса Годунова с помощью чрезвычайных мер (раздача хлеба голодающим из казны, организация общественных работ, частичное восстановление крестьянского выхода) не допустить дальнейшего обострения социальной обстановке в стране, не увенчались успехом. В сознании многих современников «глад великий» и сопутствовавшие ему «разбои» и «убийства смертные» воспринимались как кара за подчинение царю-грешнику.

Самозванство.

Десакрализация царской власти стала питательной почвой для самозванства. Первый самозванец, принявший имя царевича Дмитрия (в историографии Лжедмитрий I), объявился в Польше в 1603 г. По официальной версии, разделяемой большинством историков, им был беглый монах Чудова монастыря в Кремле – Григорий Отрепьев. Заручившись поддержкой польской короны, умело воспользовавшись просчетами и неудачами Бориса Годунова, сумев привлечь на свою сторону его противников из разных социальных слоев, он с триумфом занял царский трон в июне 1605 г.

Но правление Лжедмитрия I оказалось недолгим. Его женитьба на польке-католичке Марине Мнишек, сопровождавшаяся вызывающим поведением прибывшей вместе с ней многочисленной польской свиты, вызвала недовольство жителей русской столицы. В мае 1606 г. Лжедмитрий I был свергнут и убит восставшими москвичами.

В 1605 – 1606 гг. казаки, зимовавшие на Тереке, провозгласили «царевичем Петром» посадского человека из Мурома Илью Горчакова, более известного как Илейка Муромец. Тот выдавал себя за никогда не существовавшего сына царя Федора Ивановича. Между двумя самозванцами – «дядей» и «племянником» – весной 1606 г. даже возникла дружеская переписка. Лжедмитрий I пригласил «царевича Петра» вместе со своими казаками в Москву. Узнав о гибели Лжедмитрия, самозванец Петр осел в Путивле.

Там он расправлялся со сторонниками нового царя Василия Шуйского, раздавал от своего имени поместья переметнувшимся к нему дворянам. Позже он выступил в поддержку И.И. Болотникова, вместе с которым был пленен в Туле царскими войсками. В начале 1608 г. «царевич Петр» был повешен.

В 1607 г. в Стародубе (Северская земля) объявился еще один «царевич Дмитрий» – Лжедмитрий II. О происхождении этого самозванца ходили разные слухи: одни считали его поповичем, другие – московским подьячим, третьи – сыном стародубского служилого человека. Собрав разношерстное войско из казаков, дворян южных уездов, остатков отрядов Болотникова, а также польской шляхты, он летом 1608 г. подошел к Москве. Не сумев занять столицу, Лжедмитрий II расположился лагерем в селе Тушино, из-за чего впоследствии был прозван «тушинским вором».

Марина Мнишек признала в нем своего мужа «царя Дмитрия». К осени 1608 г. Лжедмитрий II установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и северо-западу от Москвы. В тушинском лагере сложилась даже своя система управления: Боярская дума, состоявшая из бояр, перешедших на сторону самозванца и приказы. Из захваченного тушинцами Ростова был привезен митрополит Филарет (Федор Романов) и провозглашен патриархом.

Однако Лжедмитрий II не был самостоятельным правителем. Решающую роль при нем играли польские интервенты и казачья вольница. Фактически Лжедмитрий II являлся заложником этих сил. Осенью 1609 г. тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II с немногими приверженцами бежал в Калугу, где через год был убит, а «русские тушинцы» направили посольство во главе с боярином М.Г. Салтыковым к польскому королю Сигизмунду III. С ним в феврале 1610 г. от имени тушинской Боярской думы был заключен договор о приглашении на русский престол польского королевича Владислава.

В начале 1611 г. в Новгороде объявился еще один самозванец – Лжедмитрий III. Его происхождение неизвестно. По одной из версий, настоящее имя самозванца – Сидорка. Не получив поддержки новгородцев, Лжедмитрий III ушел в Ивангород, жители которого признали его «царем Дмитрием». В декабре 1611 г. ему удалось захватить Псков. В марте 1612 г. власть «псковского вора» признала часть отрядов распавшегося к тому времени Первого ополчения. Лжедмитрий III ускорил свое падение бесчинствами и насилием над псковичами. Опасаясь разоблачения, он бежал из города. В мае 1612 г. он был арестован псковским воеводой князем И.А.Хованским, доставлен в расположение Второго ополчения и казнен.

Кроме упомянутых выше трех Лжедмитриев и «царевича Петра» о своих притязаниях на русский престол в период Смуты заявили Иван-Август, выдававший себя за сына Ивана Грозного и его четвертой жены Анны Колтовской, Лаврентий, являвшийся якобы сыном убитого в 1581 г. царевича Ивана, восемь «сыновей» царя Федора Иоанновича (Федор, Ерофей, Клементий, Савелий, Семен, Василий, Гаврила, Мартын) и др. И хотя все эти претенденты в цари исчезали также быстро, как и появлялись, самозванство как явление оставило негативный след в истории страны начала XVII в., стало одним из наиболее ярких проявлений кризиса российской государственности эпохи Смутного времени.

Угроза потери национальной независимости.

После убийства Лжедмитрия I царем на Земском соборе в мае 1606 г. был избран Василий Шуйский. Ему – мастеру политических интриг и в то же время весьма посредственному государственному деятелю – пришлось править в обстановке борьбы за власть княжеско-боярских кругов, обострившихся противоречий между провинциальным и столичным дворянством, народных выступлений против феодальных верхов, нараставшей польско-шведской интервенции.

Василий Шуйский не контролировал положение в стране. В июле 1610 г. его свергли с престола и насильственно постригли в монахи. Власть целиком и полностью перешла к Боярской думе. Ею было образовано правительство из семи человек, получившее название «семибоярщины». В его состав вошли пять князей – Ф.И. Мстиславский, являвшийся главой правительства, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, В.В. Голицын, Б.М. Лыков-Оболенский и два боярина – И.Н. Романов и Ф.И. Шереметев.

Трудным положением нового правительства воспользовались польские интервенты. Командир польских войск, продвигавшихся с запада к Москве, гетман Жолкевский потребовал от семибоярщины подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава московским царем. Не пользовавшаяся авторитетом в Москве и стране семибоярщина приняла ультиматум Жолкевского. Было объявлено, что Владислав после получения русской короны перейдет в православие. Для того чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Земского собора.

В августе 1610 г. состоялось принесение присяги новому государю. По городам были разосланы грамоты с извещением о воцарении Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска вошли в Москву и обосновались в Кремле и Китай-городе. Власть в государстве перешла в руки иноземцев. Сигизмунд III не отпустил Владислава в Москву и собирался сам управлять Русским государством из Польши. Возникла реальная угроза потери Россией национальной независимости.

Земское правительство Второго ополчения.

Народное освободительное движение в России против иностранных интервентов началось сразу же после захвата Москвы поляками. Центром формирования народного ополчения стала Рязань. В его рядах объединились дворяне, горожане, казаки, в том числе часть бывших тушинцев. Патриарх Гермоген рассылал грамоты в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир с призывом к восстанию против поляков. В марте 1611 г. Первое ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким подошло к Москве, но не сумело ее освободить. Внутри ополчения разгорелся конфликт между его руководителями и летом 1611 г. оно распалось.

Инициатива создания Второго ополчения принадлежала нижегородцам. Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин призвал горожан подняться на борьбу с интервентами и с этой целью начать сбор средств. Почин нижегородцев был поддержан другими городами. Военным руководителем Второго ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. Второе ополчение остановилось в Ярославле.

Здесь было сформировано временное правительство страны – Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Дмитрий Пожарский, земскими – казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалования войску – Кузьма Минин. Были образованы и правительственные учреждения – приказы. В августе 1612 г. Второе ополчение начало осаду Москвы и в октябре 1612 г. освободило ее от интервентов.

Восстановление российской государственности.

После изгнания поляков из Москвы перед Советом всей земли встал вопрос о создании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Это было самое многочисленное (в его заседаниях участвовало свыше 800 человек от не менее 58 городов) и представительное (кроме высших сословий, выборных от дворян и посадских людей на нем присутствовали «уездные люди», т.е. черносошные крестьяне) сословное собрание.

Его основной задачей стало избрание нового царя. Собор сразу же единогласно постановил не избирать на царство иностранцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Федоровича Романова, приходившегося родственником угасшей династии Рюриковичей (он был внучатым племянником первой жены Ивана IV Анастасии Романовны и двоюродным племянником царя Федора Иоанновича ). 21 февраля 1613 г. Михаил был избран на соборе царем всея Руси.

Восстановление царской власти не прекратило Смуту. На юге обосновался казачий атаман И.М. Заруцкий с сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек трехлетним Иваном, которого он намеревался провозгласить царем. Продолжались также военные действия с Польшей и Швецией. Летом 1614 г. И.М. Заруцкий был разбит правительственными войсками, доставлен в Москву и казнен. Вместе с ним казнили и малолетнего Ивана. В 1617 г. Россия и Швеция в местечке Столбово подписали мирный договор. Но оставалась Польша, король которой Сигизмунд III не хотел признавать Михаила Федоровича законным царем.

Осенью 1618 г. он послал в Россию с большим войском королевича Владислава, продолжавшего считать себя московским царем. Не сумев захватить Москву, Владислав был вынужден начать переговоры. В декабре 1618 г. между двумя странами было заключено Деулинское перемирие, прекратившее многолетнюю польскую интервенцию. Однако Владислав не отказался от царского титула и своих притязаний на московский трон. Смута была завершена. Но Российское государство вышло из нее ослабленным.

Итоги смуты:
1. Общее число погибших равно одной трети населения.
2. Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из СХ оборота.
3. Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории).
4. Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.
5. Появление новой царской династии 7 февраля 1613 земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова. Первые представители династии (М. Ф. Романов - 1613-1645, А. М. Романов - 1645-1676, Ф. А. Романов - 1676-1682). Они должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление государственного механизма и экономики.

 

№4 Основные направления внутренней и внешней политики первых Романовых (1613-1682 гг.).

Земский собор 1613 года в Москве избрал на русский престол нового царя – Михаила Фёдоровича Романова (1613 – 1645). Перед правительством Михаила Фёдоровича стояла труднейшая задача – ликвидация разрушительных последствий Смуты. На её решение была направлена политика государства. Восстановительный процесс после «великого московского разорения» занял около трёх десятилетий и завершился к середине века. Вторая половина XVII века проходила по пути дальнейшего укрепления в России феодально-крепостнических порядков и сословного строя. Внешняя и внутренняя политика взаимно обусловливали друг друга, обеспечивая решение стоящих перед страной задач. На протяжении XVII века опасность для России представляли Речь Посполитая и Швеция на западных границах, Турция и её вассалы, крымские татары, на южных. В первые годы правления Михаила Романова произошло несколько военных столкновений со Швецией. Правительство путем переговоров заключило в 1617 г. Столбовский мир (местечко недалеко от Тихвина), по которому Швеция получала денежную компенсацию и Балтийское побережье. России возвращалась Новгородская земля.

В 1617 г. польское войско во главе с королевичем Владиславом двинулось в глубь России. В октябре 1618 г. враги были снова под стенами Москвы. Её обороной руководил Д. Пожарский. Захватчики были отброшены; неудачей закончилась и их попытка овладеть Троице-Сергиевым монастырем. В 1618 г. в селе Деулино было заключено на 14,5 лет перемирие между Россией и Польшей. За Польшей осталась Смоленская и Черниговско-Северская земли. Владислав не отказался и от царского титула. Но, сохранив независимость, Россия обеспечила свое дальнейшее развитие и решение первоочередных задач.

К концу 20-х – началу 30-х гг. возрождается разорённая деревня. Крестьяне возвращались на старые места, осваивали залежные земли, сводили леса под пашню. Ко времени истечения русско-польского перемирия Россия предприняла попытку вернуть свои утраченные земли. Смоленская война (1632 – 1634) имела удачное начало. Русские войска освободили многие города, отошедшие к Речи Посполитой после Смуты. В это время на трон вступил Владислав. Пятнадцатитысячное войско нового короля принудило русских снять осаду Смоленска. Затрудняло действия русских войск под Смоленском и вторжение крымского хана в Россию, предпринятое не без наущения Польши. Война с Речью Посполитой оказалась непосильной для России. По Полянскому мирному договору 1634 г. Польша сохраняла за собой все земли, захваченные по Деулинскому перемирию, но Владислав отказался от притязаний на русский престол. С целью обороны южных рубежей в стране возводились новые, протяженностью в сотни километров, укрепленные линии – «засечные черты», строились новые города-крепости (Тамбов, Козлов, Верхний и Нижний Ломов и другие). В 1637 г. донские казаки совместно с отрядом запорожцев овладели первоклассной турецкой крепостью Азов, закрывавшей выход в Азовское море, и продержались в ней пять лет. Тем не менее, обороняться своими силами казаки не могли и обратились за помощью к Москве. Собранный в 1642 г. по этому поводу Земский собор высказался против принятия Азова «под руку» царя, так как это означало бы войну с Турцией, и казаки вынуждены были оставить Азов. Это событие показало военную слабость России в первой половине XVII в. Внешняя политика России второй половины XVII в. решала, прежде всего, три важнейшие задачи, которые определялись со времени образования Российского государства: воссоединение Украины и Белоруссии с Россией, получение выхода к Балтийскому морю и оборона южных рубежей страны от османско-крымской агрессии. По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в неё были включены Белоруссия, большая часть Украины. Положение украинского и белорусского народов резко ухудшилось. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнёт: крепостнический, национальный и религиозный. В 40-50-х годах XVII века освободительная борьба народов достигла большого размаха, возглавили её казаки Запорожской Сечи. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий.

8 января 1654 г. украинский народ воссоединился с русским народом в едином государстве. Однако Речь Посполитая не отказалась от Украины. Летом 1654 г. началась новая русско-польская война. Глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин считал главной задачей борьбу за выход к Балтийскому морю. Россия имела один морской замерзающий на длительное время порт – Архангельск, даже в конце столетия в Архангельск прибывало в течение летней навигации не более 70 кораблей. Экономические интересы страны требовали расширения внешней морской торговли. Ордин-Нащокову удалось убедить царя и правительство начать войну со Швецией в мае 1656 г. Войны истощали силы России. На южных границах активизировались крымские татары и турки-османы. Поражения и внутренние трудности вынудили Россию искать мир с соседями. В 1661 г. русские заключили мир со Швецией, вернув ей захваченные вдоль Невы и в Прибалтике земли. В 1667 г. Андрусовское перемирие положило конец 13-летней войне между Россией и Речью Посполитой. Россия потеряла литовские земли, но вернула Смоленск, Чернигов и другие города, захваченные Польшей в период Смуты. Левобережная Украина перешла под власть русского царя, а также на два года Россия возвращала Киев. Мир был закреплён договором о совместных боевых действиях против турок и татар в случае их вторжения. Война, начатая во имя освобождения православного украинского народа, завершилась разделом Украины. В самой России она породила экономические трудности и финансовый кризис.

Решение поставленных внешнеполитических задач XVII в. приходится уже на следующий, XVIII в. К середине XVII в. разруха и разорение времен Смуты были преодолены. Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, носящее натуральный характер. Рост объёмов производства достигался за счёт вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири. Освоение новых территорий и дальнейшее развитие производительных сил привели к углублению специализации сельского хозяйства. Росли города, число которых к концу XVII в. достигало 300. Ремесленное производство постепенно приобретало мелкотоварный характер. Появилась новая форма мелкотоварного производства: мануфактура. Мануфактура – это крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. В XVII веке в России насчитывалось около 30 мануфактур, на которых работали так называемые приписные и посессионные крестьяне. Складывающаяся специализация сельскохозяйственного и мелкотоварного ремесленного производства дала простор для развития рыночных связей. Например, Тихвин торговал с 45 городами, Псков – более чем с 50. Вязьма, торгующая с 30 городами, не была непосредственно связана с Астраханью, но астраханские товары попадали в Вязьму, пройдя через руки нижегородских купцов. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская в районе Брянска, Ирбитская в Сибири, ярмарка в Архангельске, где купцы вели крупную оптовую и розничную торговлю. Росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Россия торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей, с Персией, Бухарой, Китаем. Из России вывозились меха, лес, смола, деготь, лен, пенька, поташ, кожи, холст, сало, щетина, икра. Таким образом, в стране начинает складываться всероссийский рынок. За этими экономическими процессами стояли определенные социальные слои со сложившимися интересами.

В середине XVII в. в царствование Алексея Михайловича (1645 – 1676) в России было принято Соборное Уложение (1649) В отличие от предыдущих рукописных Судебников – Уложение было первым печатным сводом законов. Его издали в количестве 2000 экземпляров и разослали по городам. Кризис поместного дворянства, явившийся одной из причин Смуты, не был преодолен. К середине столетия в России пахали менее половины пашни, занятой под посевы в XVI в. Упадок фонда государственных (поместных) земель имел катастрофические последствия для мелкого дворянства. Численность служилого сословия неуклонно увеличивалась, и казна не могла обеспечить поместьями поступавших на службу «новиков». Система поместного землевладения, основанная на государственной земельной собственности, могла функционировать лишь при наличии сильной центральной власти. Династия, водворившаяся в России после Смуты, не обладала достаточными средствами, чтобы обеспечить процветание государственной собственности. Соборное Уложение 1649 г. расширяло права помещиков, разрешив им обмен поместий вне пределов своих уездов. Под видом обмена помещики нередко осуществляли частичную продажу поместных владений. Получила развитие традиция наследования поместий. Власти санкционировали обычай, в соответствии с которым выморочные поместья должны были оставаться «в роду» сына боярского. Мелкопоместные дворяне не могли экономическими средствами удержать на своих землях крестьян. По этой причине они упорно добивались отмены урочных лет и окончательного прикрепления крестьян к земле. Земский собор 1648 г. принял закон, по которому землевладельцы получили право искать и возвращать своих крестьян на земли без ограничения срока давности. Соборное Уложение окончательно сформировало систему крепостного права в России. Для поддержания государственного фонда земель законодатели запретили землевладельцам переводить крестьян с поместных земель на вотчинные. Дворяне осуществляли полицейский надзор за крестьянами, собирали с них и вносили в казну подати, отвечали за выполнение ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Землевладельцам запрещалось насильно обращать крестьянина в холопы или отнимать у него его собственность. Но крестьянское имущество могло быть продано за долги несостоятельного хозяина. Господин мог обратить крестьянина в кабального слугу, но только с его согласия. В Соборном Уложении определен статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение царя на Земском соборе легитимировало его. Опорой монархии стала бюрократия. Госаппарат возрос с 1640 по 1690 гг. в три раза. Принятие нового законодательства не погасило противоречий в обществе.

Время правления Алексея Михайловича получило название «бунташного века». Крупнейшими городскими восстаниями явились «соляной бунт» (1648), восстание в Пскове (конец февраля 1650 г.) и Новгороде (март 1650 г.), «медный бунт» (1662) и крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670 – 1671).

Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России затронули и Русскую православную церковь, авторитет которой поколебала Смута. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всём православном мире. Распространение книгопечатанья открывало возможности унификации церковных книг. В 1652 г. московским патриархом избирается Никон. Стремясь превратить Русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Спор между реформаторами и старообрядцами шёл о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по солнцу или против солнца, каким образом следует писать богослужебные книги т.д. Сама реформа Никона была очень умеренной. Она не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эта умеренная реформа привела к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры. С обеих сторон были люди разных слоёв и положения. Яростная борьба в обществе заставила Никона в 1658 г. сложить полномочия патриарха и удалиться в монастырь. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах поддержал реформу. В 1667 г. он созвал в Москве церковный собор, который признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных. Таким образом, церковь пришла к выводу о разделении светской и духовной сфер деятельности. Собор признал также православными всех греческих патриархов и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было осуждено. Несогласные поднимали восстания, уходили в леса. Самосожжением покончили жизнь около 20 тыс. человек. Церковная реформа, при всей её ограниченности, воспринималась обществом как прозападная и готовила общественное сознание к более радикальным изменениям.

Основные функции государства – защищать территорию своей страны и удерживать в повиновении народные массы осуществлялись посредством войска. Изменения в организации государства требовали и изменений в организации вооруженных сил. Уже события начала XVII в. показали недостаточную боеспособность стрельцов и городовых казаков, сражающихся в пешем строю, и особенно дворянского ополчения. Возникла необходимость создания постоянной армии. При Михаиле Фёдоровиче были созданы первые солдатские, рейтарские и драгунские полки. Солдаты сражались в пешем, рейтары – в конном, драгуны – и в пешем и в конном строю. Солдат, рейтар и драгун вооружали за счет казны. В царствование Алексея Михайловича имело место попытка заведения и «регулярного флота». На Дединовских верфях был построен для Каспийского моря корабль «Орёл» и другие суда. В XVII в. Российское государство, пережив ряд катаклизмов, сохранило свою целостность и независимость, подготовило своим развитием возможность будущих более радикальных изменений. Эволюция традиционного общества в России не приобрела ещё чётких форм и выступала как тенденция, возможное направление развития; она шла не широким фронтом, а пробивала отдельные бреши на узких участках. Россия превратилась в крупную евразийскую державу, когда Западная Европа переживала величайший переворот.

 

№ 5 Особенности процесса централизации власти и управления в XVII веке. Соборное уложение 1649 г.


После времени смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства. В результате войн в 17 веке России удалось вернуть практически все земли(кроме Прибалтийских и Карельских)отторгнутых у нее в результате интервенции начала века. Пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. В 17 веке происходит развитие феодально-крепостнической системы. В результате массовой раздачи земель увеличивалось состояние дворян – класса, на который опиралась центральная власть. Соборное уложение 1649г оформило систему крепостной зависимости. Констатировались наследственность крепостного состояния, право землевладельца распоряжаться имуществом крестьянина. Правительство возложило на помещиков ответственность за выполнение принадлежащими им крестьянами государственных повинностей, Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы.

Вообще в соборном уложение 1649г было узаконено усиление самодержавия. Уложение состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей действовавших до 1832г. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя карались, а также бояр, воевод - подвергались казни, человек, обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно произносилось в присутствии царя, подчеркивалась идея о божественном происхождении царской власти. Условный ритуал господствовал не только в сфере официального представительства, но и в быту. Регламентировалось все - от царской трапезы до отхода ко сну. Соборное уложение предусматривало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве, предусматривалась возможность обмена поместиями, а также обмен поместия на вотчину, что сливало дворян и бояр в один класс. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинение церкви государству. В главе о “посадских людях” были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад. Все население города платило налоги государству. Запрещались переходы из одного посада в другой и женитьба на женщинах из другого посада. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возом в торговых рядах. А в 1667г российским правительством принят новый торговый устав, в связи с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост производства обеспечил рост городов (225, без Украины и Сибири). В годы обострения социальных противоречий все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. Российское правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего влияния, оказывая им помощь деньгами, оружием, одновременно возлагая на них функции по обороне южных рубежей государства. В 1667г казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность. В 1679 - 1681г введено подворное обложение. Единица взимания налогов - крестьянский или посадский двор. В 1674г черносошным крестьянам запрещено записываться в дворянство. Изменился титул московских государей после воссоединения левобережной Украины с Россией”. Великий государь, царь всея Великой и Малыя и Белыя России самодержец”

С 80х годов 17 века прекратился созыв земских соборов. Последний принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653г. Абсолютизм не нуждался в сословно представительном органе..Правительство перешло к практике приглашения на совещания тех сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. К ним относятся совещание с торговыми людьми в Москве в 1662г в связи с финансовым кризисом (медный бунт); соборное деяние в 1682г отменившее местничество. УКАЗ О СОЗЫВЕ ПОСЛЕДНЕГО ЗЕМСКОГО Собора опубликован 18 декабря 1683г в связи с обсуждением вечного мира с Речью Посполитой, но не состоялся в связи с продолжением боевых действий. В боярской думе присутствовали 89 членов из аристократического рода а в 1770 - 71 член; их заменяли думные дьяки и дворяне. Однако боярская дума с 1638 по 1700г расширилась с 35 членов до 94.Поэтому Алексей Михайлович создал при ней государственную комнату, а его сын Федор Алексеевич в 1681г расправную палату, состоявшую из узкого круга лиц, куда вносились предварительно обсуждаемые вопросы, выносимые на рассмотрение в боярскую думу. Была проведена реорганизация приказной системы - несколько приказов стали подчиняться одному лицу. На протяжении 18 века функционировало свыше 80 приказов, а к концу осталось 40. Численность приказов постоянно увеличивалась, т.к. появлялась потребность управлять новыми отраслями. В 1640г приказных людей - 837 человек, а в 1690г – 2739 человек. Новшеством в приказной системе было введение приказа тайных дел, который контролировал деятельность остальных приказов, и подчинялся не боярской думе, а лично царю. В 1650г введён счётный приказ.

Организация контроля за средствами чиновников – ещё один из признаков абсолютизма. Также были предприняты попытки реорганизации армии: стали создаваться полки нового строя из “охочих” вольных людей – солдатские(пехота), рейтарские(конница), драгунские(смешанного типа). 100 крестьянских дворов давали 1 солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

С целью централизации власти соседние уезды объединяются в “разряды” – военно-административные округа – прообразы петровских губерний. Создаются Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Главная их задача состояла в мобилизации сил неприятелю. Была усилена власть воевод на местах. Воеводами назначались отставные военные, многократно участвовавшие в походах, получившие ранения и неспособные вести военную службу. Они заменили всех должностных лиц земских выборных органов (городовых, приказчиков, судных и осадных голов, губных старост). Земское управление сохранилось лишь в Поморье. Воеводу и его челядь оплачивало не государство, а местное население. Расширение связи с Украиной и греческим востоком требовало введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Церковную реформу взялся проводить патриарх Никон. Однако Никон стал доказывать, что “cвященство” выше “царства”, и что царь получает корону из рук патриарха – представителя Бога на земле. Церковный собор 1666г вынес решение угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Таким образом мы видим, что в 17 веке происходит высший этап централизации власти – становление абсолютизма. Российский царь, как и абсолютный монарх, правил опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь, как идеологическая сила.

№ 6 Церковная реформа и ее последствия.

К середине семнадцатого века накопились, и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской православной церкви. На Стоглавом Соборе 1551 года, проведенном с целью введения единообразия в церквах, решено было исправлять книги, сверяя их с «добрыми переводами», но отсутствие единого подхода привело к еще большим искажениям текста. Одной из попыток введения единообразия в богослужебных книгах было также открытие в Москве типографии, но вместе с количеством издаваемых книг росло и число ошибок. Наибольшее возмущение начали вызывать нравы духовенства. Из многочисленных жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу складывалась весьма мрачная картина. Появились разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, и различия в исполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатания позволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно, по каким же оригиналам исправлять тексты. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других - древнегреческие оригиналы. Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквями. Все, что шло от греков, казалось ложным. Это мнение господствовало и в семнадцатом веке. Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то же время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных.Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой. В 1652 году Никон, став патриархом, с присущей ему страстностью принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области, совершенно не затрагивая канонической. В феврале 1653 года он приказал во всех московских церквах запретить верующим «творить поклоны» стоя на коленях, допускались только поясные поклоны. Крестное знамение допускалось только троеперстное. Позже патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими: было предписано петь «аллилуйя» не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо традиционного «Исус». Отдельные слова богослужения были заменены на новые, все богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправные подлежали исправлению. Летом 1654 года Никон занялся исправлением икон. По его приказу были отобраны у населения иконы, отличавшиеся некоторым реализмом. Он приказал выколоть глаза изображенным на таких иконах святым, или же соскоблить и заново переписать лики. Случилось так, что в это время в Москве вспыхнула сильная эпидемия чумы. А солнечное затмение 2 августа дало еще большую пищу для толков. Стараясь помешать Никону, «ревнители» подали челобитную царю, в которой доказывали незаконность нововведений. В ответ на челобитную, Никон дал ход обвинениям и жалобам прихожан на членов кружка. Силы были неравны. Вскоре многие «ревнители древнего благочестия» были арестованы, сосланы. А некоторые лишены сана. Заточенные, униженные они лишь укреплялись в своем «подвиге», впадали в религиозный экстаз, пророчествовали[[17]].Убедившись, что одной своей властью он не сумеет поставить дело реформы на прочное основание, Никон весной 1654 года созвал в Москве общерусский церковный собор, на который прибыло более двадцати видных деятелей русской церкви. Патриарх, в присутствии царя, обращаясь к Собору, перечислил многие неточности и отступления от греческих церковных порядков, имевшиеся в практике Русской церкви. Однако предусмотрительный патриарх не вынес на обсуждение наиболее «скользкие» моменты, вопросы - в первую очередь о «троеперстии». В результате длительного обсуждения решено было «достойно и праведно исправить книги против старых харатейных (то есть писанных на пергаменте) и греческих». А во избежание новых ошибок посоветоваться с константинопольским патриархом Паисием. Положительный ответ был доставлен в Москву в 1665 году в виде очень важной и знаменитой впоследствии грамоты. Тогда же в Москву прибыли два восточных патриарха - Антиохейский Макарий и Сербский Гавриил. В связи с этим в 1656 году был созван новый Собор. На нем рассматривались такие русские церковные обряды, как лития, литургия. Проскомидия и другие. Также был утвержден русский перевод греческого церковного Служебника и «Троеперстия». В результате преследуемая Никоном цель была достигнута - он заручился поддержкой видных иерархов.

 

№7 Социальные движения в XVII в.

Социальная политика властей в XVII—XVIII вв. имела один важнейший вектор — она была направлена на формирование и укрепление социально-экономической и политической опоры самодержавия, а затем и абсолютизма. С этой целью формировался и разбухал административно-управленческий аппарат, расширялись привилегии дворянства и закрепощались крестьяне, усиливалось налоговое бремя, ограничивались свободы и привилегии казачества, велась борьба со старообрядцами. Итогом такой социальной политики становилось не только укрепление мощи государства и власти монарха, но и усиление социального неравенства, увеличение разрыва между «верхами» и «низами» общества.

Подобная ситуация не могла не вызывать социального протеста «низов», их стремления вернуть прежние порядки. Социальные движения особенно активизировались под влиянием Смуты и ослабления государственной власти в начале XVII в., который современники называли «бунташным».

Таким образом, главными причинами народных выступлений были:

— закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

— усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн, что сказывалось на благосостоянии населения;

— усиление приказной волокиты и бюрократизма;

— попытки ограничения казачьей вольности;

— церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.

Всё это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоёв духовенства.

Участие в борьбе с властью казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и военный опыт, придавало народным выступлениям характер ожесточённой вооружённой борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: