В качестве показателей деловой активности используются

коэффициент инвестирования;

коэффициент рентабельности инвестиций;

оборачиваемость оборотных средств;


 

Тема18. Экономические основы и сущность внутрифирменного планирования деятельности предприятия (2 часа)

Принципы планирования. Классификационные признаки планирования и виды планов. Способы планирования: сверху вниз; снизу вверх; встречное планирование. Методы планирования: балансовый; нормативный; программно-целевой. Эвристические и экономико-математические методы планирования.

Система количественных и качественных показателей, используемая в экономическом обосновании планов.

Информационное обеспечение планирования.

Стратегическое планирование как комплекс решений и действий по разработке стратегии развития предприятия. Этапы стратегического планирования.

 

1. Принципы планирования. Классификационные признаки планирования и виды планов. Способы планирования: сверху вниз; снизу вверх; встречное планирование. Методы планирования: балансовый; нормативный; программно-целевой. Эвристические и экономико-математические методы планирования.

 

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы (вида) рыночного планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

 

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

 

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью управления процессом производства.

 

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (увеличить прибыль, доход, занять определенную долю рынка и др).

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование целей, задач и средств для достижения определенных результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора целей, задач и средств. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

 

В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

Можно выделить следующие четыре вида планирования:

1. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие предприятия лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

 

2. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные предприятия ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

 

3. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

 

4. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

 

Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

 

Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить (достичь) предприятие в предстоящий период;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование и внедрение планов;

- контроль выполнения планов.

 

На отечественных предприятиях также применяется технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые. Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитическии метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Рис. 1. Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью предприятия

Рис. 2. Методы планирования

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

 

2. Система количественных и качественных показателей, используемая в экономическом обосновании планов.

 

Плановые показатели - количественные и качественные характеристики, выражающие задания плана, определяющие ресурсное обеспечение, параметры процессов производства и потребления на плановый период. Показатели формируют структуру и адресность плановых решений, посредством и осуществляется подготовка и обоснование управленческих решений, а также увязываются цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов и др.

Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме делятся на абсолютные и относительные, количественные и качественные, натуральные, трудовые и стоимостные, утверждаемые и расчетные, индикативные, отчетные, текущие, плановые, технические, экономические, технико-экономические, организационные, социальные, агрегированные, дезагрегированные и др.

В зависимости от методов расчета плановые показатели могут быть: абсолютными, относительными и средними.

Абсолютные показатели - экономические величины, отражающие объем или размер явления в определенных границах времени и места. Абсолютные показатели характеризуют сумму значений первичных признаков объекта, т.е. отражают суммарное число единиц, суммарное свойство, размеры (абсолютные) явлений, их признаков в единицах меры протяженности, площади, массы (веса) и т.п., в единицах счета времени, в денежных единицах или в виде числа элементов (единиц), составляющих данное явление. Например, сумма средств, направленных на потребление за конкретный месяц или год, и т.п. Они выражаются именованными величинами: в натуральных единицах измерения: тоннах, штуках, часах, и т.п.; в условных единицах: условном топливе, нормо- сменах и т.д.; стоимостных единицах: рублях, долларах, марках и т.д.

Абсолютные показатели необходимы для планирования и анализа направлений деятельности экономического объекта, анализа факторов, влияющих на достигнутый уровень объема производства, прибыли себестоимости, производительности и др.

Относительные - показатели, используемые для измерения характеристик и соотношения разных абсолютных величин, их измерения во времени, их взаимосвязи между собой и др. Относительные величины получаются как частное от деления одной величины на другую, которая служит основанием (базой) сопоставления. Они используются для сравнительной оценки состояния изучаемого явления, изучения его структуры степени развития и подразделяются на относительные величины: плана, реализации плана, динамики, структуры, сравнения, интенсивности и др.

 

Для характеристике сущности выражаемых явлений и процессов плановые показатели делятся на: количественные и качественные.

Количественные показатели - величины, отражающие те экономические явления и процессы, которые могут быть непосредственно измерены и зарегистрированы. Они выражают размеры, уровни явлений и процессов в абсолютных величинах. К ним относятся: объем продаж, объем товарной, валовой продукции, численность работающих, численность рабочих, фонд оплаты труда, размер затрат различных производственных ресурсов и др. Количественные показатели делятся на объемы и потоки.

Объемы (моментные показатели) - величины, измеряющие размер, уровень экономического явления на определенную дату. Например, запас продукции, стоимость основных фондов, численность работающих на определенную дату.

Потоки (интервальные показатели) - величины, измеряющие размеры, уровни экономических процессов с учетом продолжительности периодов времени, для которых делается расчет. Например, годовые объем продукции, суточный выпуск продукции, мощность электростанции. Размерность потока: «объем, деленный на время»;

Качественные показатели - величины измеряющие уровни тех экономических явлений и процессов, которые не могут быть непосредственно измерены и зарегистрированы. Размеры, уровни качественных показателей определяются взвешиванием и сопоставлением количественных показателей по отношению друг к другу - уровень производительности труда, себестоимости продукции, рентабельность производства, фондоотдача и др.

 

По типу используемых измерителей показатели делятся на натуральные, стоимостные, трудовые и др.

Натуральные - позволяют планировать материально-вещественные пропорции производства, потребительские свойства продукции, параметры технологических процессов и др. Они применяются для отражения вещественного содержания плана, его согласования с потребностью. Исчисление натуральных показателей ведется в единицах измерения, соответствующих физическим свойствам явлений (в единицах массы, длины, объема и т.д.).

Трудовые - показатели, позволяющие планировать затраты времени и труда. На их основе планируются объемы производства в трудовых измерителях, численность персонала, производительность труда, заработная плата и др.

Стоимостные - обобщающие показатели, с помощью которых планируются объемы производства, продукции, заработная плата, себестоимость продукции, прибыль и др., ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях. С помощью их составляются плановые сметы, калькуляции, производственные задания, и др.

Натуральные показатели в зависимости от применяемых единиц измерения подразделяются на:

- собственно натуральные, отражающие количественную оценку конкретного вида продукции (штуки, тонны, метры и т. д.);

- условно-натуральные (приведенные) - применяются для определения общего объема производства разных, но родственных в каком - либо отношении продуктов (изделий).

Сущность метода условно-натуральных измерителей состоит в том, что какой-либо один из родственных продуктов принимается за условную единицу, а все другие в зависимости от величины принятого для измерения параметра пересчитываются в эти условные единицы. Пересчет производится по коэффициентам, характеризующим соотношение параметров каждого продукта с параметром продукта, принятого за единицу измерения. Например: строительные материалы - в стандартные кирпичи размером 250х120х65 мм; шифер - в условные плитки размером 40*40*0.4 см и т.д.

 

В зависимости от выполняемой роли в управляющих воздействиях на экономический объект показатели делятся на:

Утверждаемые (директивные) показатели - величины, устанавливающие достижение выполнения обязательного задания, определяющего основные результаты деятельности экономического объекта в планируемом периоде. Структура и состав подсистемы этих показателей определяется составом целей и задач экономического объекта.

Расчетные показатели - величины, отражающие уровни тех экономических явлений и процессов, которые вторичны по отношению к характеристикам, обеспечивающим достижение целей экономического объекта. Они предназначенные для обоснования величин утверждаемых (директивных) показателей экономического объекта.

Индикативные показатели - величины, отражающие эволюцию предвидимого (прогнозируемого, планируемого) развития экономического объекта.

 

По времени действия показатели делятся на отчетные, текущие, плановые. Отчетные показатели - экономические величины, характеризующие результаты хозяйственной и финансовой деятельности за отчетный период (годовой, квартальный, месячный и т. д.);

Текущие показатели - экономические величины, характеризующие состояние, результаты хозяйственной и финансовой деятельности в текущий период (годовой, квартальный, месячный и т. д.).

Плановые показатели - экономические величины, устанавливающие на основе совокупности целевых пропорций количественные параметры функционирования и развития экономического объекта на плановый период.

 

По признакам, раскрывающим природу измеряемого объекта, показатели подразделяются на:

- технические - которые характеризуют технические явления и процессы производства - габариты, точность, производительность, срок службы, качество, долговечность, патентную чистоту и др.;

- экономические - которые характеризуют экономические явления и процессы производства - уровень затрат труда, материальных и др. ресурсов, степень эффективности использования всех видов ресурсов, организации производства и т.д.;

- технико-экономические показатели характеризуют технические явления и процессы производства в их связи с экономической стороной производственных процессов или отдельных их элементов - уровень использования различных видов оборудования, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов, качество выпускаемой продукции, эффективность производства, организацию производства и труда и др.;

- организационные показатели характеризуют уровень организации производства - коэффициенты специализации рабочих мест, механизации и автоматизации производства, использования производственной мощности, и др.

- социальные показатели характеризуют уровень социального развития коллектива организации - квалификацию, общеобразовательный уровень работающих, условия жилищного и бытового обслуживания и др.

 

По степени обобщения процессов и явлений показатели делятся на: агрегированные - показатели, укрупненные по какому-либо признаку путем сложения, представления группы показателей через их среднюю, путем использования различных взвешивающих коэффициентов (например, объем производства, средняя производительность труда, среднегодовая стоимость основных фондов и др.).

Агрегированные показатели необходимы потому, что ни одна модель не в состоянии вместить всего многообразия реально существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей. В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается. При этом часть информации «теряется» и приходится вести расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей; дезагрегированные - показатели, обратные агрегированным (например, объем производства цеха, средняя производительность труда работников цеха и др.).

Структура показателей по этому основанию имеет и другую классификацию, в соответствии с которой показатели ведущей системы делятся (по охвату совокупности) на: частные (индивидуальные), групповые и обобщающие.

- частные (индивидуальные) - показатели, характеризующие единичные явления и процессы (численность персонала предприятия, оборот торговой фирмы и др.);

- групповые - показатели, характеризующие явления и процессы отдельных групп однородных явлений и процессов.

- обобщающие - показатели, характеризующие явления и процессы совокупности групп однородных явлений и процессов.

Разница между общими, групповыми и частными показателями заключается в их различной информационной емкости. Если частные показатели характеризуют отдельный процесс, явление, эффективность использования отдельных факторов производства, то общие - характеризуют в целом изучаемый процесс или явление, его эффективность в целом.

Система показателей зависит от сложности целей и задач, которые решаются при разработке плана. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных методологических проблем.

 

3. Информационное обеспечение планирования.

 

Информационное обеспечение планирования - это процесс сбора, обработки, формализации данных о развитии процессов на рынке товаров и услуг (среда функционирования предприятия); о состоянии и изменении нормативно-законодательной базы (условия деятельности предприятия); о динамике показателей деятельности предприятия и его состоянии в прошлом и настоящем (развитие предприятия); об успешности усилий по повышению эффективности работы предприятия и др.

Роль информационного обеспечения процесса планирования трудно переоценить, так как от качества, полноты и достоверности информации зависит обоснованность плановых расчетов, а в последующем и эффективность управленческих решений, построенных на этих расчетах. Кроме того, формализация плановых расчетов, использование современных информационных технологий невозможны без соответствующего качественного информационного ресурса. Если учесть, что расчеты осуществляются на перспективу разного временного горизонта, то необходима достаточно достоверная информация не только о прошлом и настоящем, но и о будущих условиях функционирования предприятия. Значение информации подтверждается и такими данными: опрос американских бизнесменов показал, что, по их мнению, 70% успеха фирмы зависит от оперативной и достоверной информации.

 

Информационное обеспечение процесса планирования состоит:

- из сбора, обработки и передачи данных о внешней и внутренней среде предприятия;

- выбора и использования методов и приемов обобщения и анализа информации, в том числе с использованием программных средств;

- технического обеспечения передачи и обработки информационных потоков.

 

Разработка системы информационного обеспечения планирования на предприятии включает следующие процедуры:

- определение банка данных, необходимых для проведения обоснованных плановых расчетов;

- формирование источников поступлений данных (информации), обеспечение их достоверности и доступности в обработке и использовании;

- определение системы обработки данных и достижение согласованности в поступлении и выдаче информации;

- определение правил и методов анализа, отбора и хранения данных;

- выбор адекватных методов и форм плановых расчетов, обеспечивающих преобразование текущей информации и базы данных в плановую информацию (базу данных) на перспективу.

В банк данных предприятий как объекта планирования обычно включаются:

- сведения о предприятии (объем реализации товаров и услуг, цены и ценовая политика, доходы и прибыль, затраты и себестоимость, источники формирования доходов и др.);

- сведения о внешней среде: система государственного регулирования деятельности предприятий; конъюнктура рынка, на котором работает предприятие, конкуренты и методы конкурентной борьбы; покупатели, их покупательная способность и предпочтения, емкость рынка и др.;

- сведения о новых направлениях в организации и технологии производства и реализации продукции и услуг, новые виды товаров и услуг, их перспективность и др.

Эти сведения необходимо систематизировать, формируя блоки данных, обеспечить их хранение и последующую доступность в использовании при обосновании тех или иных плановых расчетов.

 

Поставщиками информации могут быть:

- структурные подразделения данного предприятия в соответствии с их функциями и направлениями деятельности;

- поставщики товаров, сырья, услуг;

- официальные органы статистики и предприятия, занимающиеся сбором и обработкой информации, готовящие конъюнктурные обзоры и прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, видов экономической деятельности;

- государственные органы власти (местного самоуправления), обеспечивающие пропорциональность и оптимальность развития отдельных отраслей, видов экономической деятельности регионов и устанавливающие налоговые и другие платежи, а также систему льгот и государственного протекционизма;

- покупатели в соответствии с их опросами, интервью, другими разовыми или постоянными исследованиями их предпочтений;

- средства массовой информации, ярмарки, выставки, торговые дома, биржи и другие мероприятия.

 

Поставщики информации могут предоставлять информацию как о прошлом и настоящем, так и о будущем возможном развитии экономики, страны, региона, доходах населения и др. Эта информация может быть платной и бесплатной, обработанной (обобщенной) и первичной; прогнозной и плановой, что необходимо учитывать при проведении плановых расчетов.

 

Источниками информации являются:

- законодательно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия: Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Положения по бухгалтерскому учету и т. д.;

- бухгалтерская и статистическая отчетность;

- Интернет и другие средства информационных коммуникаций;

- реклама и другие сообщения рекламного характера;

- результаты выборочных обследований;

- литература: книги, журналы, официальные издания;

- бюллетени цен и конъюнктурные обзоры;

- аналитическая и статистическая информация, полученная по заказам.

 

Требования, предъявляемые к информации:

- объективность и полнота информации, комплексность отображения через нее основных тенденций и пропорций развития и состояния;

- сопоставимость данных во времени и по объектам планирования (использование индекса цен, индекса инфляции и т. д.);

- возможность формализации информации в виде абсолютных и относительных цифровых данных с учетом возможности их дальнейшей обработки и архивного хранения на материальных носителях информации (бумаге, дискетах, дисках и т. д.);

- своевременность и оперативность поступления информации к лицу, принимающему решения;

- формирование высоких потребительских свойств информации как товара - объекта купли-продажи, что предполагает придание информации формы, стиля, доступного для любого пользователя.

 

4. Стратегическое планирование как комплекс решений и действий по разработке стратегии развития предприятия. Этапы стратегического планирования.

 

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы.

Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.

Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.

Стратегическое планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

 

Стратегический план:

- задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен;

- устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия;

- обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия;

- стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды;

- определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период;

- создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

- демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.

 

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;

2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;

5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру (рис.3.1).

Рис.3.1. Схема стратегического планирования на предприятии

 


 

Тема19. Бизнес-планирование (2 часа)

Понятие бизнес-плана. Функции и основные задачи бизнес-планирования. Этапы бизнес-планирования.

Виды бизнес-планов: внутренний, инвестиционный, для получения кредитов, финансового оздоровления.

Модель построения бизнес-плана предприятия индустрии туризма и гостеприимства: резюме; описание предприятия, производимых товаров, услуг и туристических продуктов; исследование и анализ рынка; план маркетинга; план производства; организация управления и кадры; юридический план; финансовый план и стратегия финансирования; оценка риска и страхование.

 

1. Понятие бизнес-плана. Функции и основные задачи бизнес-планирования. Этапы бизнес-планирования.

 

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

 

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

 

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

 

Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

 

Бизнес-план служит трем основным целям:

• он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

• служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

• кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

 

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

• четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

• определить конкретные направления деятельности фирмы,

• целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.

• определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

• оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

• выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

• определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;

• организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:

• бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

• бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;

• бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;

• бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.

 

Бизнес-план должен отвечать ряду требований:

• быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

• его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

• носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;

• опираться на реальные факты и обоснованные предложения;

• иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;

• обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;

• иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

• обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;

• иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

 

Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.

 

Самыми распространенными среди них являются стандарты:

• Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);

• Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);

• Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);

• Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;

• Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

Министерства финансов;

 

На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:

• Титульный лист.

• Резюме/Вводная часть.

• Анализ положения дел в отрасли.

• Сущность проекта.

• План маркетинга.

• Производственный план.

• Организационный план.

• Финансовый план.

• Оценка рисков.

• Приложения.

Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:

• полное название фирмы;

• сведения о владельцах или учредителях;

• краткая характеристика сути предлагаемого проекта;

• общая стоимость проекта;

• указание на конфиденциальный характер данного документа.

Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну – четыре страницы. Раздел включает:

• более подробную характеристику направления деятельности предприятия;

• общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;

• обоснование перспективности проекта;

• необходимый объем инвестиций для реализации проекта;

• контрольные сроки по проекту.

К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана.

Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

• динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;

• тенденции ценообразования;

• всесторонняя характеристика конкурентов;

• выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;

• характеристика потребителей;

• оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;

• перспективные рыночные возможности.

Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:

• основные цели;

• характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;

• подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;

• стадия разработки, патентная чистота и защита товара;

• характеристика предприятия;

• общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.

План маркетинга. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:

• программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;

• общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;

• направления совершенствования продукции;

• требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;

• обоснование ценовой политики;

• планирование сбыта;

• планирование товародвижения;

• планирование рекламной кампании;

• планирование сервиса;

• система маркетингового контроля.

Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:

• производственные мощности;

• описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;

• субподрядчики;

• оборудование;

• производственные площади;

• сырье;

• себестоимость.

Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:

• организационно-правовая форма;

• организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;

• характеристика учредителей;

• характеристика руководящего состава;

• работа с персоналом;

• материально-техническая обеспеченность управления;

• местонахождение предприятия.

Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:

• сводный баланс доходов и расходов;

• план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;

• балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;

• план по источникам.

Оценка рисков. Назначение раздела – в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:

• перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта;

• определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;

• разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

• обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми, в силу этого, можно пренебречь.

Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д.

Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.

 

 

2. Виды бизнес-планов: внутренний, инвестиционный, для получения кредитов, финансового оздоровления.

 

Существуют определенные виды бизнес-планов, которые составляются по особым правилам, с учетом конкретной цели, которая поставлена перед фирмой.

В целом, бизнес-планы можно разделить на две основных категории:

1. Для внешнего использования. Такие бизнес-планы применяются как обоснование для привлечения необходимых финансовых средств, партнеров, а именно:

• Бизнес план для привлечения инвесторов

• Бизнес план для получения кредита

• Бизнес план для продажи действующего бизнеса

 

2. Для внутреннего использования - используются постоянно в качестве инструмента управления. Можно выделить три вида бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования, как функции управления бизнесом:

 

Управленческие бизнес-планы - применяются для управления текущей деятельностью и развитием предприятия.

Бизнес-планы проектов - направлены на планирование и управление проектами, реализуемых в рамках конкретного предприятия.

Разовые (целевые) бизнес-планы - направлены на принятие отдельных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.

Такой вид бизнес плана, известный как "Общий бизнес план предприятия" или "Бизнес план развития", - может разрабатываться как для внешнего (с целью привлечения финансирования, необходимого для реализации выбранной стратегии), так и для внутреннего использования (с целью формирования у руководства компании четкого представления о плане действий по достижению стратегических целей предприятия).

 

Бизнес-планы для внутреннего использования

Управленческий бизнес план - является ключевым звеном всего процесса бизнеспланирования, так как устанавливает цели и пути (стратегии), с помощью которых предприятие собирается эти цели достигнуть.

Данный вид бизнес-плана позволяет определить конкретные цели предприятия на короткий период (как правило, на год), а также подробный план действий по достижению поставленных целей. Помимо этого, управленческий бизнес-план позволяет решить и еще одну из задач менеджмента - координация действий между различными участниками, так как каждому участнику отводится своя роль, свой круг обязанностей и задач.

По существу, управленческий бизнес-план представляет собой набор конкретных действий для менеджеров, описывает роль, которую каждое подразделение предприятия должно сыграть в процессе достижения поставленных целей. В этом качестве его следует рассматривать, как инструмент делегирования ответственности позволяющий руководству более точно определять вклад менеджеров в достижении целей предприятия

 

Бизнес-планы проектов - связаны с конкретными проектами, требующих определенных капиталовложений. Необходимость подготовки такого вида бизнес-плана возникает тогда, когда менеджменту необходимо принять решение по капитальным затратам, исходя из того, что все проекты должны быть направлены на оптимальное достижение интересов предприятия. Другими словами, любые капитальные затраты должны быть направлены на то, чтобы способствовать достижению целей определенных управленческим бизнес-планом.

В этом смысле, бизнес-планы проектов должны быть тесно увязаны с теми целями, которые поставлены перед предприятием в планируемом периоде. Каждый из выбранных проектов должен занимать соответствующее место в решении стоящих перед предприятием задач. Вместе с тем, определенные проекты могут и не затрагивать текущих задач, так как связаны с более долгосрочными целями предприятия и могут являться самостоятельным объектом управления.

 

Целевые (разовые) бизнес-планы. В процессе управления бизнесом менеджменту приходится принимать решения, определяющие жизненно важные моменты в функционировании предприятия. Принятие таких решений возможно только на основе специально подготовленного для этих целей бизнес-плана. Таким образом, данные бизнес-планы составляются "по требованию". Это не означает, что они никак не связаны с другими видами бизнес-планов. Наоборот, подготовка такого вида бизнес-плана позволяет успешно решить конкретную задачу управленческого бизнес-плана.

 

Виды бизнес-планов по объектам бизнеса

 

Существует также разделение бизнес-планов и по объектам бизнеса. Такие бизнес-планы, согласно приведенной ниже классификации, разрабатываются в различных вариантах в зависимости от назначения: по предприятию в целом (новому или действующему), по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения).

 

Таким образом, бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, степени своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности.

 

3. Модель построения бизнес-плана предприятия индустрии туризма и гостеприимства

 

Основная цель бизнес планирования в туризме – продемонстрировать уровень рентабельности проекта и осуществить маркетинговый, финансовый и производственный анализ будущего проекта. На основе данных исследований будет сделан окончательный вывод о том, будет ли бизнес модель впоследствии прибыльной и имеет ли она потенциал к развитию. Все недостатки бизнес идеи лучше выявить на этапе планирования, поскольку именно сейчас можно внести в идею и процесс ее последующего воплощения необходимые правки и коррективы без финансовых рисков. Бизнес план крупной компании или небольшого семейного дела можно написать самому с нуля или заказать его разработку в одном из специализированных агентств, для экономии средств можно заказать определенные исследования интересующего вас сегмента рынка. Цель бизнес планировани я – основываясь на теоретическом материале и определенных исследованиях, разработать жизнеспособную бизнес модель. Задачи, которые необходимо решить при бизнес планировании в сегменте оказания туристических услуг: изучение теории; выполнение исследований; собственно разработка бизнес плана в туризме. Бизнес планы, предоставляемые уже работающими компаниями, демонстрируют государству их готовность к дальнейшему развитию экономики страны в целом. Стратегические и оперативные планы, которые предоставляют компании, уже занявшие свои ниши в сегменте туризма, позволяют спланировать объем бюджета, который будет потрачен на осуществление социальных и научно-технических программ.

 

Преимущества бизнес планирования в борьбе с конкурентами позволяют вовремя выявить сильные и слабые стороны компании и наметить первоочередные и второстепенные для решения задачи. Бизнес план – своего рода объективная оценка результатов деятельности предпринимателя и его команды. С другой стороны, бизнес план представляет собой в совокупности поисковый, научно-исследовательский и проектный документ, который направлен как на регулирование деятельности, так и на возможность получить дополнительную, в том числе и финансовую поддержку, извне.

 

Основные функции бизнес плана в туризме: Полное и четкое формулирование бизнес идеи, эмоции будущего предпринимателя в конкретную цель, при этом долгосрочные и краткосрочные цели регламентированы и изложены максимально лаконично и понятно.

 

Цели бизнес плана

Бизнес план в туризме может отличаться по форме, в зависимости от основной цели составления данного документа:

Получение кредита и сотрудничество с банковской организацией;

разработка исследования для инвесторов;

оценка выгодности и жизнеспособности проекта;

планирование развития новой креативной бизнес идеи.

 

 

Классификация основных ошибок при бизнес планировании:

концептуальные – неверно изложенная концепция проекта,

неверно отработанные схемы реализации всего проекта или его отдельных частей,

технические — искаженная или неверно истолкованная или/и изложенная информация,

отсутствие выводов и достоверных источников,

методические.

 

Разработка бизнес плана для туристического бизнеса и путешествий Специфика туристических услуг.

Туристический продукт имеет ряд отличительных черт:

Спрос на туристические услуги находится в зависимости от политической и социальной ситуации в мире (стране), но уровень доходов населения и цены играют сравнительно небольшую роль в колебаниях спроса.

Данная сфера деятельности имеет ярко выраженную сезонность.

Кроме этого, фиксируется так называемый «феномен насыщения» — как следствие, выделяются наиболее активные турзоны.

Услуги в сфере туризма могут быть употреблены только в определенное время в определенном месте.

Такой продукт создается комплексом предприятий, которые имеют свои цели, выгоды и особенности.

При оказании туристических услуг стоит учитывать и устранять недостатки сервиса и инфраструктуры – от этого зависит уровень возможности самообслуживания клиентов, купивших путевку.

Санкционная политика некоторых стран мира привела к тому, что Россия встала на путь импортозамещения и стремительного развития внутреннего туризма. Так, возникла потребность в обеспечении отдыхающих сопутствующими услугами и развитии инфраструктуры потенциально привлекательных для турпотока регионов.

 

 

 

Еще на этапе определения географии бизнеса (месторасположение, дислокация) важно определить, будет ли туристический продукт распределяться внутри страны, или же это будет предложение выездных туров.

 

Проведение исследований

Следующим пунктом бизнес плана в туристической деятельности станет исследование определенных сегментов рынка оказания данных услуг: провести анализ преимуществ данного региона, выявить конкурентов данной ниши; выбрать в данных регионах «свою» нишу. На этот пункт бизнес плана часто обращают внимание инвесторы – будьте предельно внимательны и объективны при проведении анализа.

Данный этап – начало определения рентабельности будущего проекта и прогноз формирования источников основного дохода деятельности. Расчет сбыта туристических услуг обычно производится в виде таблицы.

После того, как объем рынка сбыта определен, необходимо провести анализ присутствия конкурентов в выбранном регионе деятельности. Новые рыночные условия открыли ряд незанятых ниш, которые осталось только нащупать. Рынок туристических услуг удерживается на плаву также благодаря балансу в ценовой политике. Качественный продукт возможен при наличии у будущего бизнесмена: сплоченной команды профессионалов; запаса определенных ресурсов (финансовых и рекреационных).

 

Маркетинговый пункт бизнес плана

В маркетинг план реализации туристических услуг входит обычно: расчет методики продаж продукта; способы стимуляции; определение баланса цены; маркетинговая стратегия (с учетом создания сетки стимуляции продаж – акции, бонусы, дополнительные услуги, скидки); работа с клиентами и послепродажное общение с ними; формирование репутации фирмы. Методики реализации продукта: самостоятельная; посредничество чрез другие компании; продажа через частных посредников; создание дилерской сети. Затраты на данный пункт бизнес плана учитываются в финансовом пункте документа. В производственном плане учитывается контроль качества за предоставлением услуг и приобретение сопутствующего оборудования. Кроме того, отдельным пунктом бизнес плана можно сделать вопрос о кадровой политике и методы найма и мотивации сотрудников. Важным пунктом документа является расчет возможных рисков и их возможное подавление.

 

Финансовый раздел бизнес плана является своего рода выводом из всех перечисленных выше пунктов плана, и выражает информацию, собра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: