Философия Рене Декарта

Р. Декарт (Картезий) (1596-1650) занимал позицию дуализма, когда мысль в попытке понять и объяснить мир исходит не из одного начала (материального или идеального), а признаёт их равноправными и абсолютно независимыми. Основной принцип философии Декарта – всё подвергнуть сомнению. Надо довести его до крайних пределов, исчерпать, тогда обнаружится нечто несомненное. Оно-то и будет основанием, на котором можно построить здание новой философии. Труды «Рассуждения о методе» и «Начала философии» сходны и начинаются со скептицизма относительно данных, получаемых благодаря органам чувств. Возможно, это лишь галлюцинация. Арифметика и геометрия более достоверны, т.к. протяжённость, величину, количество сложнее подвергнуть сомнению. Остаётся, однако, нечто, в чём нельзя сомневаться. «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum) – вот положение, которое, по Декарту, можно без опасения принять за исходный принцип философии.

Декарт доказывает, что мир познаваем, а основная задача философии – неустанный – при опоре на разум – поиск истины. Отсюда и термин - рационализм (разум – racio).

«Левиафан» Томаса Гоббса

Продолжателем идей Бэкона и его личным секретарём был Томас Гоббс (1588-1679). «Я зажигаю свет разума» - эпиграф к одной из работ Гоббса – вполне мог бы стать эпиграфом к его творчеству в целом.

Гоббс убеждён: религиозные чувства – следствие страха, порождённого невежеством. Между суевериями и религией нет различия. Но религия может оказаться полезной государству в качестве социальной узды, как средство, удерживающее от восстаний и проявлений недовольства.

Основной труд Гоббса – «Левиафан» - является попыткой ответить на вопросы: как возникло человеческое общество, по каким законам оно развивается, какое место в нём занимает человек? Философ изображает общество как гигантский живой механизм; человек – его элементарная частица, притом глубоко эгоистичная, движимая чувством самосохранения. В естественном состоянии, до того момента, как возникают общество, государство, законы, в отношениях людей царят злоба, «война всех против всех». Именно она приводит людей к выводу, что лучше ограничить свою свободу, подчинившись законам ради безопасности. Возникшее таким образом общество развивается по определённым законам, незнание которых – причина многих зол, в том числе гражданских войн, а постижение этих законов позволяет избежать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: