Антропоцентризм Фейербаха

Как критик идеалистической традиции вошел в историю философии Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Его философию называют антропологический материализм. Фейербах исходит из того, что реальным субъектом разума является человек и только человек. Человек же, в свою очередь, - продукт природы. «Новая философия» делает человека, включая и природу как базис человека, единственным, универсальным и высшим предметом философии, превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность», «реальность» для Фейербаха обозначают одно и то же. Природа вечна и бесконечна в пространстве. Пространство и время – основные условия всякого бытия. Нет никакой реальности вне их. Познание реального мира возможно благодаря чувственным восприятиям. Задача мышления – собирать, сравнивать, различать, классифицировать данные чувств.

Важнейшим делом своей жизни Фейербах считал критику религии. В человеке нет каких-либо врождённых религиозных чувств, иначе пришлось бы признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лености. Но в нём нет ничего подобного. Бог, по его мнению, рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог есть то, чем человек хочет быть. Именно поэтому религия обладает реальным жизненным содержанием, а не является просто иллюзией или бессмыслицей. Фейербах обосновывает новую религию, провозглашает, что любовь человека к человеку, в особенности же половая любовь, есть религиозное чувство, поскольку любовь – истинная сущность религии. «Человек есть Бог, Бог есть человек»; «Во дворце мыслят иначе, чем в хижине – низкий потолок давит на мозг».

Основные произведения Фейербаха: «Сущность христианства», «История философии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: