Центр ГЧП – организация, которая поддерживает другие учреждения в реализации проектов с использованием механизма ГЧП.
Центры ГЧП могут быть созданы в следующих формах:
• Совместная компания – коммерческая компания, где доля принадлежит государственному органу, а вторая доля принадлежит частному сектору. Пример: центр ГЧП «Партнерство Великобритании» ЧС - 51%, ГС – 49%.
• Государственная компания - организация, основные средства которой находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Пример: центр ГЧП в Канаде «Партнерство Британской Колумбии» – государственная компания с правлением из государственных и частных лиц. Государственное учреждение – государственная организация, характеризуется наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими. Пример: центр ГЧП на Филиппинах.
• Отдел в составе министерства или комитета - пример: отдел по ГЧП при Министерстве финансов в Южной Африке.
Зарубежные центры ГЧП:
• Центр ГЧП – Нидерланды (1999), Италия (2000), Филиппины (2002), Чехия (2004), Китай (2005), Германия (2005), Испания (2006), Россия (2009).
• Польша – Целевая группа ГЧП (2001).
• Греция – Секретариат по ГЧП (2006).
• Португалия – Союз ГЧП (2003).
• Дания – Объединение ГЧП (2007).
• Канада – ГЧП Канада (2008)
Система управления государственно-частным партнерством: основные методологические подходы. Инструменты государства по управлению реализацией проекта государственно-частного партнерства
Национальные агентства по ГЧП, концессиям, государственным инвестициям. Это органы, которые выполняют организационную и техническую работу, связанную с подготовкой проектов ГЧП, предоставлением концессий и проверкой деятельности концессионеров. Агентства имеют следующие функции:
1) организация рынка проектов ГЧП, проведение НИР, формирование портфеля проектов, разработка конкурсных процедур и т.п.;
2) подготовка документов, необходимых для создания партнерства или для передачи объекта в концессию (включая анализ, исследования, отчеты);
3) подготовка рекомендаций по постановлениям правительства о наиболее значимых контрактах ГЧП;
4) анализ предложений частных партнеров;
5) формирование и сопровождение баз данных по проектам ГЧП;
6) контроль за соблюдением партнерами прав и обязанностей и при необходимости предоставление им помощи;
7) проведение маркетинговых исследований по проектам;
8) отслеживание и обеспечение интересов государства в проектах ГЧП;
9) взаимодействие с институтами гражданского общества и населением.
Еще одним подходом к управлению ГЧП является создание в ряде стран отраслевых агентств по вопросам ГЧП. В частности, в Польше действует специальное агентство, образованное в соответствии с Законом о платных дорогах. В рамках общих функций оно решает следующие основные задачи:
1) выполнение исследовательских работ в области экономики автомагистралей, включая оценки социально экономического эффекта и воздействия на окружающую среду;
3) закупка земельных участков, полос отчуждения для последующей передачи их концессионеру;
4) разработка схем тендеров, оценка критериев конкурсных процедур, организация и проведение тендеров;
5) разработка пакета документации для заключения концессионных договоров, ведение переговоров, заключение концессионных соглашений;
6) утверждение окончательных характеристик проектов в соответствии с действующими техническими и строительными нормами;
7) надзор за строительством и эксплуатацией автомагистрали в соответствии с положениями концессионного договора и соблюдением концессионером всех условий договора.
Важными характеристиками любого регулирующего органа в сфере ГЧП за рубежом являются:
– степень зависимости от заинтересованных министерств и ведомств;
– объем полномочий;
– выработка правил функционирования рынка проектов ГЧП.