Институциональная среда ГЧП. Центры развития ГЧП

Центр ГЧП – организация, которая поддерживает другие учреждения в реализации проектов с использованием механизма ГЧП.

Центры ГЧП могут быть созданы в следующих формах:

Совместная компания – коммерческая компания, где доля принадлежит государственному органу, а вторая доля принадлежит частному сектору. Пример: центр ГЧП «Партнерство Великобритании» ЧС - 51%, ГС – 49%.

Государственная компания - организация, основные средства которой находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Пример: центр ГЧП в Канаде «Партнерство Британской Колумбии» – государственная компания с правлением из государственных и частных лиц. Государственное учреждение – государственная организация, характеризуется наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими. Пример: центр ГЧП на Филиппинах.

Отдел в составе министерства или комитета - пример: отдел по ГЧП при Министерстве финансов в Южной Африке.

Зарубежные центры ГЧП:

• Центр ГЧП – Нидерланды (1999), Италия (2000), Филиппины (2002), Чехия (2004), Китай (2005), Германия (2005), Испания (2006), Россия (2009).

• Польша – Целевая группа ГЧП (2001).

• Греция – Секретариат по ГЧП (2006).

• Португалия – Союз ГЧП (2003).

• Дания – Объединение ГЧП (2007).

• Канада – ГЧП Канада (2008)


Система управления государственно-частным партнерством: основные методологические подходы. Инструменты государства по управлению реализацией проекта государственно-частного партнерства

Национальные агентства по ГЧП, концессиям, государственным инвестициям. Это органы, которые выполняют организационную и техническую работу, связанную с подготовкой проектов ГЧП, предоставлением концессий и проверкой деятельности концессионеров. Агентства имеют следующие функции:

1) организация рынка проектов ГЧП, проведение НИР, формирование портфеля проектов, разработка конкурсных процедур и т.п.;

2) подготовка документов, необходимых для создания партнерства или для передачи объекта в концессию (включая анализ, исследования, отчеты);

3) подготовка рекомендаций по постановлениям правительства о наиболее значимых контрактах ГЧП;

4) анализ предложений частных партнеров;

5) формирование и сопровождение баз данных по проектам ГЧП;

 

6) контроль за соблюдением партнерами прав и обязанностей и при необходимости предоставление им помощи;

7) проведение маркетинговых исследований по проектам;

8) отслеживание и обеспечение интересов государства в проектах ГЧП;

9) взаимодействие с институтами гражданского общества и населением.

Еще одним подходом к управлению ГЧП является создание в ряде стран отраслевых агентств по вопросам ГЧП. В частности, в Польше действует специальное агентство, образованное в соответствии с Законом о платных дорогах. В рамках общих функций оно решает следующие основные задачи:

1) выполнение исследовательских работ в области экономики автомагистралей, включая оценки социально экономического эффекта и воздействия на окружающую среду;

3) закупка земельных участков, полос отчуждения для последующей передачи их концессионеру;

4) разработка схем тендеров, оценка критериев конкурсных процедур, организация и проведение тендеров;

5) разработка пакета документации для заключения концессионных договоров, ведение переговоров, заключение концессионных соглашений;

6) утверждение окончательных характеристик проектов в соответствии с действующими техническими и строительными нормами;

7) надзор за строительством и эксплуатацией автомагистрали в соответствии с положениями концессионного договора и соблюдением концессионером всех условий договора.

Важными характеристиками любого регулирующего органа в сфере ГЧП за рубежом являются:

– степень зависимости от заинтересованных министерств и ведомств;

– объем полномочий;

– выработка правил функционирования рынка проектов ГЧП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: