Здравствуй, ты представляешь.»

Групповая работа с родителями подростков.

Условия формирования родительских групп.

Группы родителей формируются на добровольной основе и являются закрытыми с целью установления доверительных отношений в группе и ощущения безопасности у участников. Очень важно на первом собеседовании показать родителям необходимость их активного участия в изменении отношений с подростком. Этот этап наиболее трудный, так как многие родители считают бесполезными попытки изменить отношения с подростком за счёт внесения изменений в стиль общения с ним.

По отношению к родителям нужна также как и к подросткам, определённая тактика. С родителями, склонными к потворствующей гиперпротекции, можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При доминирующей гиперпротекции нужно действовать через лидера семьи.

Данная работа, проводимая с семьёй, сфокусирована на подростке и основана на личностно – ориентированном гуманистическом подходе.

Организация групповых занятий.

Каждое занятие с родителями рассчитано на 2 часа, частота проведения 1раз в неделю.

Структура групповых занятий с родителями.

Каждое занятие построено следующим образом:

 


· приветствие;

· ритуальное упражнение''Доброе животное''

· информационная часть;

· ролевая игра;

· групповая дискуссия;

· релаксация;

· рефлексия.


Приветствие направлено на создание благоприятной рабочей атмосферы.

Целью ритуального упражнения ''Доброе животное'' является формирование доверительных отношений в группе и ощущение безопасности у участников.

Информационная часть способствует повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей и особенностях подросткового периода. На занятии используются ролевые игры, направленные на усвоение информационного материала и ролевые игры, используемые для формирования личностных качеств, положительно влияющих на формирование родительских установок в отношении принятия своего ребёнка (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Дискуссии направлены на трансляцию позитивного опыта в семейных взаимоотношениях. Релаксационные упражнения направлены на обучение родителей приёмам снятия психического напряжения. Рефлексия занятия предназначена для получения обратной связи и подведения итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий коррекционно – развивающей программы

«Шаг на встречу».

Групповая работа с родителями

Цель: гармонизация межличностных отношений в семье, повы­шение психолого - педагогической грамотности родителей.

Задачи:

1. Повышение самоценности родителей.

2. Расширение знаний родителей о психологии семейных отношений.

3. Осознание внутрисемейных проблем.

4. Разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы.

Первое занятие

Цель: создать благоприятные условия для работы, начать освое­ние приемов самодиагностики и способов самораскрытия, присту­пить к освоению активного стиля общения.

Ритуальное упражнение «Доброе животное», которым начинается и заканчивается каждое занятие.

Цель: Сплочение группы.

Методика проведения:

Ведущий: «У нас организована группа. Для того, чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнять упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмитесь за руки, вы – одно большое доброе животное. А раз это живое существо, значит, оно дышит (шаг назад – вдох, шаг вперед – выдох с шумом) – 3-4 раза. У животного – большое доброе сердце. Оно бьется (2 шага назад притоптывая, 2 шага вперед притоптывая).

Представление»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Методика проведения: в начале работы каждый должен оформить визитку, в которой указывается его тренинговое имя. При этом родите­ли вправе взять себе любое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Время на оформление визиток — 5 минут. Затем, найдя себе партнера, каждый участник в течение 5 минут должен подго­товиться к представлению его всей группе. Основная задача представ­ления - подчеркнуть необычность своего партнера как родителя, рас­сказать о нем так, чтобы все остальные участники его сразу запомнили.

В картинной галерее»

Цель: саморефлексия, осознание слабых сторон своей личности.

Методика проведения: родители должны представить, что они в картинной галерее, в зале, где собрано множество удивительных пор­третов. Под одним из них надпись: «Заботящийся». Ведущий: «Пе­ред вами человек, который смысл всей своей жизни видел в заботе о других. В его осанке видны натянутость, жесткость, за которыми скры­ваются стеснительность, действительная или мнимая неполноцен­ность. Взгляд напряженно устремлен вперед и как бы говорит о го­товности к интенсивной отдаче, напряженном внимании. Этот чело­век сидит, но как? Он плотно сомкнул ноги и ступни, готовый в лю­бой вскочить. Прижатые к телу руки компенсируют скрываемое чувство слабости и смущения. Улыбка и та неуверенная, робкая.

Этот человек считает себя способным бескорыстно, безусловно любить. Он специально приобрел профессию, связанную с оказани­ем помощи людям. Мы не знаем, какую именно: сиделки, няни, со­трудника дома престарелых, врача, медсестры, работника социаль­ной службы, терапевта. Да это и неважно. В любом случае его само­отверженность порой такова, что никто не в состоянии ответить той же мерой. Такое поведение подпитывается бессознательными фанта­зиями: «Я должен отдать всего себя, и мне когда-нибудь воздастся по заслугам, это должно обязательно произойти». И если ничего подоб­ного не происходит, наступает день, когда им овладевает смущение и обида на тех, кому он так бескорыстно отдавал себя.

Такой человек всегда находит тех, кому плохо и требуется помощь. Он делает все для других, но при этом не позволяет другим что-либо делать для него, ставя тем самым этих «других» в зависимость от себя.

Вглядитесь внимательно в этот портрет. Нет ли в нем знакомых черт? Не создается ли у вас ощущение, что вы смотрите не на порт­рет, а в зеркало? Конечно, в целом это не вы, но... А впрочем, давайте перейдем к следующему портрету.

Вот он. Называется «Прячущийся». В напряженной осанке, пле­чах, спине, жестком наклоне головы — острая нервная насторожен­ность. Увидев этого человека в движении, мы были поражены твер­дой, порывистой походкой. Склонность именно к такой «ходульной», неестественной походке, к торопливым, угловатым, неритмичным движениям — примитивной реакции защиты — угадывается даже сей­час, когда этот человек сидит. Обостренность чувств сквозит во всем: в плотно скрещенных ногах, судорожно сжимающих друг друга ру­ках, побелевших от напряжения пальцах, в жестких складках на лбу, сжатом рте, «каменных» скулах. Особенно выразительны широко рас­крытые глаза (они глядят на нас как бы сбоку, но при этом полны страха и желания спрятаться).

Самосознание этого человека переполнено Долгом. У него обяза­тельства перед всем светом; вероятно, поэтому он изо всех сил стара­ется быть незаметным. На работе стремится «не высовываться», а потому выполняет все добросовестно «от сих и до сих», не нарываясь ни на хулу, ни на похвалу. В облике, в позе словно бы проступает склонность спрятаться. Иногда эта склонность может проявляться в желании замаскировать свое лицо волосами, очками, большим ко­личеством грима. Такие люди избегают контактов, которые требуют проявления сильных эмоций.

А теперь на минутку вообразите, что это не портрет, а зеркало. Узнаете ли вы себя?... Нет, ни одной схожей черточки. Что ж, пойдем дальше...

Вот совсем другой персонаж. Внизу название — «Сильный». Он и в самом деле (на первый взгляд) кажется сильным: расправленные плечи, выпяченная грудь, запрокинутая голова — вся поза как бы за­являет о желании предстать сильным и одновременно дать это заме­тить окружающим. Но за внешней натянутостью, жесткостью безус­пешно прячутся чувствительность, агрессивная импульсивность и вспыльчивость, стремление самоутвердиться. Та же потребность в самоутверждении, демонстративность — в широко расставленных ногах, упирающихся в бедра руках.

Портрет очень выразителен: чуть-чуть фантазии — и он оживет. Наш герой смотрит на нас сверху вниз; оценивающий, прямой, при­щуренный взгляд пронзает нас холодом и надменностью, остро вы­резанный, сжатый рот подчеркивает решимость и холодность. Про­мелькнувшая кривая улыбка-усмешка выдает внутреннюю противоречивость, склонность к отрицанию и обесцениванию... Хорош! Но он не желает, чтобы его рассматривали; как будто чувствует, что за деланным превосходством и высокомерием мы прочитаем тщатель­но скрываемую душевную надтреснутость и подавление чувства не­
полноценности. Да, этот человек только демонстрирует силу, пряча внутреннее напряжение, переполняющее его тело и душу. У него нет другого выхода, он привык «держать себя в руках» и даже считает это своим достоинством, как, впрочем, и то, что он - «человек долга». Роль «сильного парня» побуждает его «замораживать» боль и другие сильные чувства волевыми усилиями, либо с помощью алкоголя, нар­котиков и т. п. Некоторые используют в качестве изоляционной «по­душки» пищу. Еда может успокоить или уменьшить боль, но такое поведение, сходное с употреблением наркотиков, не решает проблем, а чаще создает новые.

Это, конечно, не ваш портрет... Хотя многие мужчины и даже жен­щины несут на себе крест «сильного парня», которого ничто не может вывести из себя. Гастрит, язва желудка, гипертония, инфаркт - их «лю­бимые» болезни. А впрочем, давайте перейдем к другому портрету.

Этот называется «Инертный». Вялая осанка, склоненная голова выдают недостаток воли, твердости, самоконтроля. Поза такова, слов­но человек желает одного - чтобы его оставили в покое. Широко рас­ставленные ноги, расслабленные руки, пальцы, вяло барабанящие по столу, — во всем незатронутость, незаинтересованность. В полуприк­рытых глазах - душевная инертность, отсутствие интереса к миру... А вместе с тем нечто в выражении лица, в улыбке выдает наивную са­мовлюбленность и тщеславие... Если случится чудо и этот человек встанет, то уйдет он от нас вразвалку, мягко покачиваясь. Мы услы­шим шарканье, увидим широкие округлые движения, а за ними — стремление приспособиться к миру и все ту же леность, пассивность.

Этот человек не обременен тяжкой ношей долга. Он давным-давно отказался от этого чувства, убедившись в том, что все усилия тщетны: «хорошим» все равно не будешь. Гораздо проще сделать вид, что стара­ешься. А чтобы не уличили в пассивности, всегда можно, к примеру, сказать: «У меня так болит голова - будьте ко мне снисходительны...»

Самое удивительное, что головная (или любая другая) боль - не выдумка, а реальность. Жизнь научила: когда заболеешь, это вызывает у окружающих, вечно чего-то от тебя ждущих и требующих, раскаяние и сожаление. Боль помогает получить награду: снисхождение, заботу, помощь. И требования, связанные с чувством долга, отсутствуют.

И в этом портрете вы не узнали себя? Увидели только черты неко­торых своих знакомых, не правда ли? У нас остается последний пор трет с грустным названием «Безжизненный». Человек на холсте зас­тыл в нерешительной позе, весь изогнутый. Голова безнадежно сви­сает на грудь, а впалая грудь почти не дышит, плечи сведены мучи­тельной позой, называемой жизнью. Левая рука беспомощно теребит край одежды, правая вяло свисает вдоль тела. Во всей позе - раздвоен­ность, отсутствие уверенности, замешательство, робость, как у не выу­чившего урок ученика, идущего к строгому учителю. В глазах — пусто­та, а на самом дне - стыд и стеснение. Лицо поражает выражением горечи. Беспомощность и в опущенных уголках рта, и в страдальчес­кой складке... Больно смотреть на такого человека...

Он и сам, вероятно, думает: «Я не могу больше этого выносить; единственное, что может мне помочь, это смерть». Он ощущает себя беспомощным, он всего боится».

Затем проводится обсуждение итогов игры в виде свободного об­мена впечатлениями.

Второе занятие

Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье.

Здравствуй, ты представляешь...»

Цель: активизация и сближение группы, снятие напряжения, по­вышение уверенности в себе.

Методика проведения: родители обращаются друг к другу по оче­реди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и на­чинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.

2. «Я глазами семьи»

Цель: осознание межличностных отношений в семье.

Методика проведения: участник должен представить себя в окру­жении близких ему людей и сделать предположения: «Сын считает меня...», «Муж (жена) думает, что я...»

Размышления»

Цель: расширение знаний родителей о психологии семейных от­ношений.

Методика проведения: поразмышлять над следующими русскими пословицами:

1. Коли у мужа с женою лад, так не надобен и клад.

2. Умей дитя родить, умей и научить.

3. Любишь жену, люби и детей кормить.

4. Дитя не плачет - мать не разумеет.

5. Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.

6. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

7. Каково семя, таково и племя.

Третье занятие

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмос­феры благополучия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: