Альтернативных программ

Сравнительный анализ программных задач на основе

 

Проанализируем содержание программ воспитания и развития дошкольников по разделу «Обучение детей дошкольного возраста составлению и решению арифметических задач».

Для анализа возьмем три наиболее востребованные программы дошкольного образования:

1. Программа «Детство». Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного дет­ства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравствен­ного, волевого, социально-личностного.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, приро­ды и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

2. Программа " Воспитание и обучение в детском саду " под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Это государственный программный документ, представляющий собой вариативную программу, в которой комплексно представлены основные содержательные линии обучения, развития и воспитания детей от рождения до семи лет.

3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

Несмотря на некоторые свои отличия, все три программы соответствуют федеральным государственным требованиям и рекомендованы к использованию Министерством образования Российской Федерации.

Каждая из программ в рамках раздела «Обучение детей дошкольного возраста составлению и решению арифметических задач» дает детям те знания, которые будут им необходимы для успешного обучения в начальной школе.

В таблице 1 приведены выдержки из программ, в которых описан тот объем знаний, который приобретают дети подготовительной к школе группы по составлению и решению арифметических задач.

Таблица 1.

Программа «Детство» Программа воспитания и обучения в детском саду Программа «От рождения до школы»
Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда. Число как результат измерения условной меркой. Состав чисел из двух меньших чисел. Цифры, монеты, циферблат часов. Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два). Находить числа «до» и «после» названного. Воспринимать зависимости числа как результата измерения, счета отдельных предметов от размера: условных мерок, количества предметов в группах, размера частей. Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, сопоставления. Использовать знаковые обозначения. Неизменность числа, величины при условии различий в суммировании: 4=1+1+1+1; 4=3+1; 4=2+2; деления на равны группы: 6=3 и 3; 6=2+2+2. Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения. Связи изменения и неизменности числа, величины в зависимости от их формы и расположения предметов, сосудов, произведенных преобразований. Выполнение действий по знаковым обозначениям, определение последовательности действий. «Читать» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Отражать в речи связи и зависимости последовательных действий. Оперировать знаками +, -, = при вычислениях, пользоваться простыми алгоритмами.[5] Развивать умение видеть составные части множест­ва, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упраж­нять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; учить устанавливать соотношения между ча­стями на основе счета и составления пар предметов. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пре­делах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить их со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каж­дое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на нагляд­ной основе) и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сло­жение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками дейст­вий: +, -, =.[6] Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям. Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20). Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =). Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть. Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших. Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.[7]

 

Каждая из трех программ дает детям знания необходимые им для успешного составления и решения арифметических задач, а значит и для дальнейшего обучения математике в начальной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: