Сравнительный анализ программных задач на основе
Проанализируем содержание программ воспитания и развития дошкольников по разделу «Обучение детей дошкольного возраста составлению и решению арифметических задач».
Для анализа возьмем три наиболее востребованные программы дошкольного образования:
1. Программа «Детство». Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).
2. Программа " Воспитание и обучение в детском саду " под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Это государственный программный документ, представляющий собой вариативную программу, в которой комплексно представлены основные содержательные линии обучения, развития и воспитания детей от рождения до семи лет.
|
|
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).
Несмотря на некоторые свои отличия, все три программы соответствуют федеральным государственным требованиям и рекомендованы к использованию Министерством образования Российской Федерации.
Каждая из программ в рамках раздела «Обучение детей дошкольного возраста составлению и решению арифметических задач» дает детям те знания, которые будут им необходимы для успешного обучения в начальной школе.
В таблице 1 приведены выдержки из программ, в которых описан тот объем знаний, который приобретают дети подготовительной к школе группы по составлению и решению арифметических задач.
Таблица 1.
Программа «Детство» | Программа воспитания и обучения в детском саду | Программа «От рождения до школы» |
Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда. Число как результат измерения условной меркой. Состав чисел из двух меньших чисел. Цифры, монеты, циферблат часов. Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два). Находить числа «до» и «после» названного. Воспринимать зависимости числа как результата измерения, счета отдельных предметов от размера: условных мерок, количества предметов в группах, размера частей. Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, сопоставления. Использовать знаковые обозначения. Неизменность числа, величины при условии различий в суммировании: 4=1+1+1+1; 4=3+1; 4=2+2; деления на равны группы: 6=3 и 3; 6=2+2+2. Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения. Связи изменения и неизменности числа, величины в зависимости от их формы и расположения предметов, сосудов, произведенных преобразований. Выполнение действий по знаковым обозначениям, определение последовательности действий. «Читать» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Отражать в речи связи и зависимости последовательных действий. Оперировать знаками +, -, = при вычислениях, пользоваться простыми алгоритмами.[5] | Развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; учить устанавливать соотношения между частями на основе счета и составления пар предметов. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить их со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: +, -, =.[6] | Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям. Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20). Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =). Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть. Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших. Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.[7] |
|
|
Каждая из трех программ дает детям знания необходимые им для успешного составления и решения арифметических задач, а значит и для дальнейшего обучения математике в начальной школе.