Цель, принципы и задачи библиотечного обслуживания

Методические указания

студентам-заочникам

к выполнению контрольной работы № 1

«Формы библиотечного обслуживания»,

«Изучение интересов пользователей в библиотеке»

 

ПМ.01 Технологическая деятельность

МДК 01.01 Библиотековедение

 

 

Цель настоящих методических указаний – помочь в выполнении контрольной работы № 1, которая имеет принципиальное значение для практической деятельности заочников.

 

Студенты-заочники должны показать в контрольной работе понимание важности правильной организации библиотечного обслуживания, умение применять теоретические знания при изучении пользователей конкретной библиотеки и умение делать выводы и предложения.

Главная трудность заключается в том, что необходимо освоить большой по объему материал, изложенный не только в учебнике, но и в целом ряде других изданий.

 

Список литературы:

1. Федеральный Закон РФ «О библиотечном деле» // Библиотека и закон. Вып.1 –М.:Либерея,196. –С.42-52.

2. ГОСТ 7.41-82. Единицы учета обслуживания читателей и абонентов библиотек и органов научно-технической информации. Введен с 01.01.84. – М.: Изд-во стандартов,1983. -4 с.

3. ГОСТ 7.31-89 Единая государственная система межбиблиотечного абонемента. Общие требования. Введен с 01.01.90. – М.: Изд-во стандартов,1989.- 16 с.

4. Библиотековедение: Учеб. пособие. В 2-х ч.Ч.2. – М.: Книга, 1972. – С.30 -74.

5. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А.Я.Айзенберга. – М.: изд-во МГУК,1996. – С.8 -35; 56-101.

6. Организация работы центральной библиотечной системы: Инструкции и учетные формы. -2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р.З.Зотовой. – М.: Книга, 1985.- С.62-90.

7. Работа с читателями: Учебник / Под ред. Р.Ф.Сахарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Книга,1981. – С.89-158; 253-287.

8. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н.Ванеева, В.А.Минкиной. – СПб.: Профессия, 2000. – С. 135-146; 167-169; 176-183. – (Серия «Библиотека»).

9. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н.Ванеева, В.А.Минкиной. - 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2001. – С.138-150; 184-191. – (Серия «Библиотека»).

 

Методические указания и список литературы взаимосвязаны. В тексте приводятся ссылки по форме (5) или (6, С.67-80).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Рекомендуется следующий порядок выполнения контрольной работы:

1. Изучение теоретического материала;

2. Выполнение контрольной работы;

3. Оформление контрольной работы.

Изучение теоретического материала

Для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:

 

Тема I «Формы библиотечного обслуживания»

 

1. Цель, принципы и задачи библиотечного обслуживания;

2. Формы организации библиотечного обслуживания.

 

 

Тема II «Изучение интересов пользователей в библиотеке»

 

1. Типология читателей;

2. Виды читательских интересов;

3. Значение, цели и направления изучения читателей;

4. Методы изучения читательских интересов.

Тема I «Формы библиотечного обслуживания»

 

Цель, принципы и задачи библиотечного обслуживания

Библиотечное обслуживание – это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей (8,С.135; 9,С.138).

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе.

Пользователь библиотеки – это определенное лицо или организация, обращающаяся к ее услугам. Этот термин не упраздняет понятия «читатель». Пользователь библиотеки может быть посетителем книжной выставки, участником мероприятия, получателем справки и т.д. Главная же задача библиотеки – это формирование из пользователя настоящего читателя (8,С.136; 9,С.139).

Определение цели принципов и задач библиотеки – одна из наиболее важных библиотековедческих проблем. Библиотекарю необходимо знать, к чему стремиться в своей работе, каких результатов добиваться. Чем яснее библиотекарь понимает свои задачи, тем успешнее протекает его деятельность (5, С.8-13)

 

Основная цель обслуживания читателей – содействие всестороннему и гармоничному развитию личности.

Осуществление этой цели выдвигает ряд принципов библиотечного обслуживания – основных требований, предъявляемых к системе обслуживания пользователей в библиотеке. Знание этих принципов необходимо библиотекарю для правильного выбора таких методов и форм работы с читателями, которые помогают эффективно достигать намеченной цели. Библиотечное обслуживание основано на следующих принципах:

1. полнота предоставляемой информации;

2. оперативность получения информации;

3. свобода доступа к информации;

4. систематичность;

5. дифференцированный подход к читателям;

6. наглядность;

7. комфортность;

8. высокая культура обслуживания;

9. привлечение населения в библиотеку.

Принцип полноты и оперативности означает, что библиотека должна стремиться к максимально возможной полноте удовлетворения читательских требований, используя, в случае необходимости, межбиблиотечный отечественный и международный абонементы. При этом важное значение имеет оперативность обслуживания, выполнение читательского требования в кратчайший срок. От чего во многом зависит престиж библиотеки в глазах читателей.

Принцип свободы доступа к информации заключается в том, что библиотекарь признает естественным право пользователя на свободу выбора из предоставленных ему источников информации, раскрывающих различные политические, экономические, культурные, мировоззренческие, ценностные подходы, близкие ему по духу, настроению, желанию. Свобода выбора литературы гарантирована Конституцией и законом «О библиотечном деле в РФ» (8,С.140; 9,С.145).

Принцип систематичности в библиотечном обслуживании заключается в том, что только создание четкой системы библиотечного обслуживания обеспечивает успех читательской деятельности.

Задачи воспитательной, образовательной и информационной работы с читателями различны по своему характеру и глубине. Если принять во внимание к тому же разнообразный состав читателей, то становиться понятной необходимость вести работу с читателями по тщательно продуманной системе.

Библиотечная деятельность должна бать направлена на то, чтобы чтение каждого читателя из разрозненного, эпизодического постепенно превращалось в систему разнообразного и всестороннего чтения, направленного на получение определенного круга знаний (7,С39-41; 8,с.139;.9, С.144).

Принцип дифференцированного подхода к читателям основывается на систематическом и всестороннем изучении читателей. Он предполагает учет индивидуальных и групповых особенностей выбора и восприятия книг. Каждый читатель живет и действует в составе социальной группы, коллектива. Читатели отличаются друг от друга уровнем подготовки, культуры чтения, начитанностью. В процессе обслуживания читателей учитываются и такие важные социально-демографические характеристики, как возраст, образование, профессия, пол (5,С.85).

Принцип наглядности обслуживания. Обязательность наглядной демонстрации книги всегда и во всех действиях библиотекаря при ее рекомендации читателям связана с тем, ч то посредством зрительного канала воспринимается максимальное количество информации (от 80 до 90%), и она является наиболее устойчивой, лучше запоминающейся (8,С.141; 9,С.145-146).

Принцип комфортности обслуживания предполагает создание условий для удобного пользования библиотекой, продуктивной работы с книгой в ее стенах. Для многих читателей библиотека становится «вторым домом» именно потому, что они находят в ней доброжелательное, внимательное отношение, те удобства для интеллектуальной работы, которые трудно найти в другом месте (5,С.85).

Принцип высокой культуры обслуживания выходит на первый план при непосредственном общении читателя и библиотекаря. Культура обслуживания на прямую зависит от культуры самого библиотекаря (культура поведения, внешний вид, культура речи и т.д.). Чем выше культура работников библиотеки, тем выше культура библиотечного обслуживания.

Принцип привлечения населения в библиотеку, заключается в том, что библиотеки должны активно работать не только с читателями, которые уже записаны в библиотеку. Эта работа должна проводиться как внутри, так и вне библиотеки. Библиотеки должны активно рекламировать свою деятельность, доводить до сведения каждого жителя информацию о предоставляемых услугах и проводимых мероприятиях.

Каждый из рассмотренных выше принципов работы с читателями имеет свою специфику, но все они, взаимодействуя и подкрепляя друг друга, образуют единую систему. Ни один отдельно взятый принцип не является достаточным для достижения целей работы с читателями. И только соблюдение всех принципов в комплексе дает возможность сделать процесс работы с читателями высокоэффективным.

Основная цели библиотечного обслуживания читателей – содействие всестороннему и гармоничному развитию личности реализуется путем решения следующих основных задач:

1. Формирование мировоззренческой культуры читателей.

2. Повышение общеобразовательного уровня.

3. Повышение культурного уровня.

4. Повышение профессиональных знаний.

5. Содействие нравственному, трудовому и правовому воспитанию читателей.

6. Помощь эстетическому и физическому развитию.

Формирование мировоззренческой культуры читателей

Мировоззрение – это обобщенный, упорядоченный взгляд человека на мир, на законы развития природы, общества, личности, пути их познания и преобразования, на свое место в мире.

Выполнение этой задачи идет путем предоставления читателям всей разнообразной социально-политической, экономической, правовой, философской, художественной и др. литературы(5,С.13-20).

 

Повышение общеобразовательного и культурного уровня

 

В современных условиях важно формировать и развивать у каждого члена общества потребность в образовании, самообразовании и в повышении культурного уровня.

Овладение знаниями предполагает не только усвоение знаний в ходе обучения, но и постоянное их пополнение. Образование, таким образом, становится непрерывным.

Деятельность библиотек в помощь системе непрерывного образования охватывает не только лиц, получающих послешкольное и послевузовское образование, но все население страны.

Сейчас, как никогда, библиотека должна помочь читателям получить не только специальное образование, но и образование общее, чтобы разобраться во всем, что совершается вокруг, понимать и оценивать окружающую действительность, иметь известную широту кругозора, известный уровень развития и культуры (5,С.21-25; 7.С.55-56).

 

Повышение профессиональных знаний

Работа библиотек в помощь профессиональному чтению заключается в широкой пропаганде литературы о новейших достижениях и перспективах развития науки, техники и передового опыта; в помощи профессиональной ориентации молодежи, освоению профессии, повышению квалификации; в удовлетворении возникающих у рабочих и специалистов конкретных информационных запросов; в содействии приобретению новой или смежной профессии; в рационализаторской и изобретательской деятельности и др. Вся эта работа ведется дифференцированно, с учетом профессии, узкой специальности, характера работы, уровня квалификации и специальных знаний читателей (5,С.26-28; 7.С.56-59).

 

 

Содействие нравственному, трудовому и правовому воспитанию

В современных условиях все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества.

Цель - нравственного воспитания – формирование ценностного сознания человека, его отношения к другим людям самому себе.

Библиотеки имеют богатый опыт рекомендации литературы, утверждающей гуманизм, подлинно человеческие отношения между людьми – отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни.

Особого внимания библиотек в современных условиях заслуживает пропаганда материнства и отцовства (особенно среди молодежи), семьи, взаимоотношений поколений в семье, уважительного отношения к старости, забота о пожилых, больных, одиноких.

Нравственная культура личности связана с трудовым образом жизни, с основной сферой жизнедеятельности человека – сферой труда. Поэтому воспитание потребности в труде и содействие развитию способности человека трудиться есть первое условие и специфическая особенность деятельности библиотек по формированию нравственной культуры.

Особенность современного этапа исторического развития состоит в том, что проблемы морального совершенствования общества тесно взаимодействуют с правовым воспитанием, с необходимостью повышения правовой культуры общества.

Важное место в правовой культуре занимает пропаганда конкретных норм действующего права, их требований, с действиями которых человеку приходится сталкиваться на каждом шагу (5,С.28-32).

 

Помощь эстетическому и физическому развитию

 

Основные задачи работы библиотек в области эстетического воспитания читателей заключаются в приобщении читателей к широкому кругу художественных ценностей прошлого и настоящего; в воспитании эстетического вкуса, в повышении эстетического уровня читателей, культуры художественного восприятия путем рекомендации лучших образцов литературно-художественной критики, литературоведения, искусствознания, эстетики, комплексной пропаганды различных видов искусств.

В процессе библиотечного обслуживания решаются воспитательные, образовательные и другие задачи, связанные с физическим совершенствованием человека.

Библиотека рекомендует литературу о физическом совершенствовании, о физкультурных комплексах, о гигиене труда, туризме и экскурсиях, научно-популярную литературу по медицине. Задача библиотек не только – воспитывать у читателей интерес к литературе о спортивных достижениях, но вовлекать в массовый спорт, способствовать тому, чтобы физическая культура входила в повседневную жизнь широких слоев населения (5,С.32-35; 7.С.61-64).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: