Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА)

Особым видом МБА является международный межбиблиотечный абонемент. С его помощью читатели получают необходимые им иностранные издания или их копи, отсутствующие в фондах российских библиотек. Все возрастающее значение придается развитию ММБА во всех странах, что вызвано возрастанием роли научной информации в жизни общества, снятием информационных барьеров, расширением связей между научно-исследовательскими учреждениями и библиотеками разных стран.

ММБА служит целям оперативного и наиболее полного удовлетворения запросов ученых и специалистов на иностранную литературу, отсутствующую в фондах отечественных библиотек. Оперативному удовлетворению запросов способствует использование современных средств передачи информации (телетайп, телекс, факс и т.п.).

Непосредственную связь с зарубежными библиотеками осуществляют крупнейшие библиотеки страны всероссийского значений, академические и университетские библиотеки, другие библиотеки могут получать и высылать литературу по ММБА через эти центры(5,С.98-99; 7.С.282-289).

 

Тема II «Изучение интересов пользователей в библиотеке»

 

Каждая библиотека стремится удовлетворить интересы и запросы своих читателей, оказывая им действенную и целенаправленную помощь в выборе и использовании произведений печати и других документов. Это возможно только в том случае, если библиотекарь знает своих читателей, ясно представляет себе их место в системе общественного производства, их культурный уровень, различные их потребности - общественные, профессиональные, познавательные, эстетические и др. Но знание читателей не приходит само собой. Оно достигается в процессе систематического изучения читателей, их запросов, интересов и потребностей.

 

С историей и современным состоянием изучения пользователей в библиотеках ознакомьтесь в рекомендованной литературе(5,С.56-66; 7,С.96-104).

Типология читателей

Типология читателей занимает особое место в библиотековедческих исследованиях и в практической деятельности библиотек.

Все читатели отличаются друг от друга профессиональными, возрастными, психологическими, социальными образовательными и другими особенностями. Эти особенности не могут не отражаться на выборе и чтении книг, что и обуславливает необходимость классификации читателей, т.е. определение читательских типов (типология читателей). Этой проблеме посвящено много исследований, статей в специальных периодических изданиях. Во всех работах исследователи делают попытки создать единую классификацию читателей на основе главных (социально-демографических) и дополнительных (социально-психологических) характеристик читателей.

Многолетний опыт массовых библиотек позволил выработать упрощенную классификацию читателей, которая основывается на учете возрастных, образовательных, социальных, профессиональных признаков, характера трудовой деятельности людей.

Так, например, в детских библиотеках читатели объединяются в группы на основе возрастных признаков: школьники 1-х – 3-х, 4-х – 8-х классов. Внутри каждой группы может быть деление на подгруппы (более мелкие возрастные группы, группы по интересам и т.д.).

В сельских библиотеках могут быть выделены различные группы: руководители, организаторы сельскохозяйственного производства, квалифицированные специалисты сельского хозяйства (с учетом характера производственной деятельности), рабочие ведущих сельскохозяйственных профессий малой и средней квалификации (на основе образовательного признака и учета опыта практической работы); а внутри группы может быть применена еще более дробная дифференциация на основе профессиональных признаков: механизаторы, полеводы, животноводы и др.; группа молодежи (от 14 до 21 года) – на основе общеобразовательного признака, а внутри могут быть выделены подгруппы работающей и учащейся молодежи.

В городских библиотеках выделяются аналогичные группы с учетом специфики города.

При рассмотрении вопроса о типологии читателей необходимо помнить, что любая классификация условна и что каждая библиотека определяет оптимальный вариант классификации читателей, ориентируясь в своей работе на ведущие группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: