Анализ листов требований – это специальный прием наблюдения за читательским спросом. Он используется как самостоятельный метод в крупных библиотеках, где заполнение требовательных листков обязательно.
Различают анализ удовлетворенных требований и анализ отказов на требуемую литературу.
Они дополняют друг друга и направлены на выяснение потребностей читателей в литературе: первый позволяет установить, какая литература пользуется наибольшим спросом у тех или иных читательских групп; второй - дополняет сведения о запросах читателей и, кроме того, показывает проблемы комплектования (7,С.158).
Выполнение контрольной работы
Самостоятельно изучить следующие темы:
1. История библиотечного дела в России.
2. Профессиограмма библиотекаря.
3. Федеральный Закон Российской Федерации О библиотечном деле.
4. Основные социальные функции библиотек.
Задание № 1. Сделайте анализ организации обслуживания пользователей конкретной библиотеки.
Примерная схема анализа
I. Краткие сведения о библиотеке (наименование, историческая справка, фонд, состав читателей, штат, социально-культурный профиль района).
II. Задачи библиотечного обслуживания
III. Организация обслуживания пользований
Стационарное обслуживание
Абонемент
· Вид абонемента
· С чем связан выбор именно этого вида абонемента в библиотеке? В его чем преимущества перед другими.
· Основные группы читателей абонемента.
· Доступ к фонду абонемента (открытый или закрытый). В чем преимущества открытого доступ? Какие условия необходимы для того, чтобы читатели могли свободно ориентироваться в открытом фонде? Соблюдаются ли эти условия в анализируемой библиотеке? Если доступ к фонду закрыт, то по какой причине?
· Опишите технику работы с читателями на абонементе (если есть возможность, предоставьте образцы учетных документов).
Читальный зал
· Вид читального зала. С чем связан выбор именно этого вида читального зала? В чем его преимущества перед другими?
· Основные группы читателей читального зала.
· Состав подсобного фонда (виды и типы изданий)
· Опишите технику работы в читальном зале.
Внестационарное обслуживание
· Какие виды внестационарного обслуживания используются в библиотеке?
Использование фондов других библиотек
· Используется ли в библиотеке ВСО, МБА? С какими библиотеками происходит обмен изданиями? Какая литература чаще всего запрашивается или выдается по МБА, ВСО?
IV. Общие выводы об организации библиотечного обслуживания в анализируемой библиотеке и предложения по его улучшению.
Задание №2. Сделайте анализ формуляра одного читателя (за 9-12 месяцев).
Задание №3. Сделайте анализ формуляров группы читателей (за 9-12 месяцев).
Оформление контрольной работы
Контрольная работа может быть оформлена письменно в тетради или набрана на компьютере.