История и условия строительства

Уже на первом этапе строительства встала проблема нехватки материалов, и в первую очередь, шпал и рельсов. К этому времени большая часть рельсопрокатных заводов была переведена на производство боевой техники. На их обратное перепрофилирование требовалось не менее 3 месяцев. Поэтому по приказу Государственного Комитета Обороны была демонтирована 180-километровая ветка линии БАМ-Тында, а также ветка Известковая – Ургал.

В Саратов, Камышин и Бальцер (переименованный в мае 1942 года в Красноармейск) стали прибывать сформированные на Дальнем Востоке военно-строительные подразделения, соединенные в строительное управление. Они везли с собой самую необходимую, пусть и крайне примитивную технику (вплоть до тачек, топоров и лопат), которой здесь и вовсе не было, а также рельсы, шпалы, некоторое количество мостовых ферм, катушки проводов, аппараты связи и многое другое необходимое оборудование для пути Волжской рокады. Все это продвигалось с Дальнего Востока на правах и со скоростью следующих на фронт воинских эшелонов. Этих рельсов хватило только на прокладку линии от Иловли до Петрова Вала. Поэтому указом ГКО было также импортировано еще 1200 километров рельсов с американскими креплениями. Дорогу от Петрова Вала до Саратова собирали из рельсовых плетей, снятых в западных районах страны. Большую часть мостов возвели из дерева. Землю в насыпь возили тачками и грабарками. Рельсы укладывали вручную.

Люди работали по 14 часов в сутки. Строительной техники практически не было – только лопаты, кирки, тачки да носилки. Не хватало продуктов питания, медикаментов, рабочей одежды. Жили в палатках и наспех сколоченных бараках. Местами рельсы укладывали на кое-как подготовленный грунт. Шпалы переправляли на плотах по реке Свияге от станции Ульяновск-Центральный до станции Цильна. Участвовали в строительстве и военнопленные немцы.

 

Строительство Волжской рокады

 

В июле 1942 года для дальнейшего форсирования строительных работ был организован Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь. В него попадали все военнослужащие советской армии, который пребывали в немецком плену либо же в окружении. На этом пункте побывало более 65 тысяч человек, большинство из которых в будущем было направлено на строительство Волжской рокады.

Вместе с заключенными, не щадя сил и не считаясь со временем, трудились и вольнонаемные железнодорожные строители. Их труд был отмечен самыми скромными наградами, например, значками «Ударнику сталинского призыва».

С немецких самолетов над строительными участками разбрасывались листовки с обращениями к заключенным - не выполнять требования начальников, поднимать вооруженные восстания против советской власти. Некоторые рабочие из числа спецконтингента поддавались этим призывам и дезертировали с места работ, но перейти на сторону немцев из них смогли лишь единицы – остальные были расстреляны прямо в степи спецгруппами НКВД.

Несмотря ни на что, строительство рокады велось небывалыми темпами. За сутки укладывалось около 8 километров путей.

В июле вражеская авиация не раз бомбила стройку. Приходилось восстанавливать разрушенные участки и идти дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: