Результаты строительства

Это означало, что тысячекилометровую стальную магистраль нашей стране удалось построить в фантастически короткий срок – всего лишь за шесть месяцев. Ни раньше, ни позже этого времени никто и никогда в мире не монтировал столь протяженные железнодорожные пути с такой невероятной даже для военных лет скоростью.

Была применена кольцевая схема движения, благодаря которой увеличилась пропускная способность рокады – с 16 до 22 поездов в сутки.

В те дни родились знаменитые боевые летучки, состоявшие из 3-5 вагонов и паровоза, мчавшихся на фронт, нередко под бомбежками немецких самолетов. Составы часто двигались по ночам без света и сигнализации. Машинисты проявляли чудеса мужества и героизма. Именно благодаря железнодорожникам Волжской рокады, которые перебрасывали огромные армейские резервы, и был достигнут успех в операции под названием «Уран», направленной на окружение и уничтожение армии Паулюса, и отражение удара войск Манштейна. Было подготовлено контрнаступление советских войск, которое закончилось блестящей победой под Сталинградом.

Создатели рокады заслужили благодарность маршала Г.К. Жукова, контролирующего эту стройку, а также командующих войсками Сталинградского (А.И. Еременко), Донского (К.К. Рокоссовский) и Юго - Западного (Н.Ф. Ватутин) фронтов, которые подчеркнули большую значимость Волжской рокады в достижение нашей победы под Сталинградом, а руководители этой героической стройки П.К. Татаринцев и Ф.А. Гвоздевский были удостоены высоких боевых наград, а также личного внимания И.В. Сталина и руководителей НКВД и НКПС СССР.

Впоследствии легендарный маршал Георгий Жуков в своих мемуарах отмечал: «…сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны».

После окончания Великой Отечественной войны Волжская рокада была передана в ведение НКПС и разделена между дорогами: участок от Иловли до Громово отошел к Рязано-Уральской железной дороге, участок севернее – к Куйбышевской железной дороге, а севернее Цильны до Свияжска – к Горьковской железной дороге.

Впоследствии после завершения Сталинградской битвы Волжская рокада не потеряла своего значения, так как позволяла ускорить оборот барж с Каспийской нефтью и по железной дороге перебрасывать ее в Сызрань.

Возведенная в годы войны дорога и по сей день служит людям. Участок Саратов–Волгоград является частью магистрального направления Кузбасс – Азово-Черноморский узел, по которому десятки составов ежедневно перевозят тысячи тонн грузов, а пассажирские поезда везут отдыхающих к Черному морю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: