Образовательной технологией, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а, с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), является социально-образовательный проект.
Социально-образовательный проект развертывается в следующей последовательности:
- обсуждение с детьми социальной ситуации. Исходная смысловая и эмоционально окрашенная фиксация проблем, личностная отнесенность к заявленной теме (актуализация несистематизированного опыта);
- проведение пробных исследований по выбранной тематике, исходя из интересов учреждений образования, групп детей, педагогического ресурса и программ, реализуемых в школе (то есть проведение социологических опросов сверстников, жителей, экологических исследований, журналистских исследований, информационных кампаний и.т.д.);
|
|
- обсуждение с детьми того, в чем состоит ситуация и что мы можем (хотим) в ней изменить, как повлиять на развитие нашей территории. Эта фаза позволяет детям сформировать индивидуальные замыслы, несет в себе сильный мотивирующий заряд;
- учебное занятие по анализу ситуации, поиск литературы по существующим способам решения данной проблемы, подготовка предварительных планов работы, проектирование деятельности;
- оценка имеющихся ресурсов, в том числе партнеров, структур, заинтересованных в решении проблемы. Распределение ролей (позиций) в проекте. Организация встреч и взаимодействия с потенциальными партнерами, поиск консультантов и заинтересованных компаньонов;
- осуществление практических действий, предусмотренных проектом, предъявление результатов партнерам;
- анализ (рефлексия) результатов и эффективности способов деятельности, соотношения предпринятых действий с исходным замыслом. Последняя фаза имеет наибольшее образовательное значение, поскольку позволяет восстановить всю целостность проекта, которую, возможно, разные дети осознавали и реализовывали в разной степени.
Специфические черты социально-образовательного проекта
o Обязательная ориентация на осуществление социального действия.
o Направленность на решение реальной, конкретной социально значимой проблемы.
o Необходимость строгого учёта социального контекста.
o Групповой характер социально-образовательного проекта.
o Ориентация на социальное партнёрство.
o Определённость непосредственного предмета деятельности детей в рамках социального партнерства по проекту.
Технология социально-моделирующей игры