Таким образом, работа студента над ВКР с мастером курса начинается в сентябре, в 7-м семестре по теме «Предподготовительный период (девелопмент) создания ВКР – аудивизуального произведения» (зачетная работа). На занятиях в творческой мастерской и вне её происходит отбор идей проектов. Студенты изучают проблематику фильмов (ТВ - программ), жизнь и деятельность героев будущих дипломных фильмов (ТВ-передач), архивные фото-кино-телематериалы, создают сценарные заявки, синопсисы, первые варианты сценариев (если это игровые фильмы) или сценарно-режиссёрские разработки (экспликации) на производство дипломных фильмов (ТВ-программ). Тогда же начинается формирование основного состава творческой группы, пишутся примерные Календарно-постановочные планы подготовки и создания ВКР.
В октябре мастерская готовит и проводит публичный питчинг идей (сценарных заявок и синопсисов) Проектов с приглашением студентов иных профессий, в ходе которого отбираются идеи, формируется творческий коллектив.
|
|
В декабре Студент перед комиссией кафедры публично защищает работу: «Предподготовительный период создания ВКР – аудивизуального произведения», которая проходит в формате питчинга. Рекомендуется на публичную защиту приглашать съёмочную группу. Это поможет вызвать интерес студентов – операторов, звукорежиссёров, продюсеров, заставить более плодотворно работать в творческой команде и определиться с темой собственной дипломной (возможно – курсовой) работы.
На основе утверждённых синопсиса и сценарно-режиссёрской разработки (экспликации) начинается работа над режиссёрским сценарием фильма/телепрограммы, если руководитель диплома принял решение о его необходимости. Разработка и редакция режиссёрского сценария осуществляется студентом-режиссёром, определяющим основные направления съёмочного процесса и ориентирующим направление деятельности художника, оператора, звукорежиссёра, режиссёра мультимедиа, композитора… Также в разработке режиссёрского сценария принимают участие студент-оператор, выявляющий световое, цветовое и техническое решение будущего фильма - операторскую экспликацию, студент-звукорежиссёр, выявляющий звуковое оформление фильма - звукооператорскую экспликацию, студент режиссёр мультимедиа, выявляющий графическое оформление фильма, студент-продюсер, координирующий и контролирующий этот процесс и предлагающий варианты организационного решения творческих задач и реализующий их совместно с творчески-производственным коллективом.
Материалы такой работы дают студенту возможность вместе с коллегами – студентами, членами творческой группы, в 8-м семестре плодотворно работать над созданием зрелого Постановочного проекта: синопсисом, сценарно-режиссёрской разработкой, разработками оператора, звукорежиссёра, продюсера, созданием уточнённого Календарно-постановочного плана производства дипломного фильма /ТВ-программы/ и др. материалами.
|
|
В феврале-марте мастерская готовит и проводит публичные питчинги проектов 2 категории (если они по каким-то причинам не состоялись осенью или требуют нового варианта), на которых присутствуют студенты других специализаций – драматурги, операторы, звукорежиссёры, режиссёры мультимедиа, продюсеры. Это даёт им возможность ещё раз определиться с выбором тем, уточнить их, привлечь в творческий коллектив дипломной работы студентов разных специальностей и специализаций. Это особенно необходимо, если в 7-м семестре не был сформирован полный состав творческо-производственной группы.
Презентация телевизионного фильма (сериала) на питчинге должен содержать следующие материалы:
- Сценарную заявку с указанием рабочего названия фильма/телепрограммы, жанра, формата, хронометража.
- Референсы визуальных и/или аудиовизуальных решений (фото или видеоматериалы).
- Синопсис с описанием сюжетообразующего хода (на чём строится драматургия), для игрового фильма – сценарий.
- Логлайн - основные герои, краткое описание предлагаемого проекта с обоснованием необходимости его производства (логлайн – это выражение главной мысли фильма/телевизионной передачи, где без лишних подробностей отражено: кто (главный герой), что, где, когда, как и зачем делает и какими средствами преодолевает то, что/кто этому мешает).
- Экспликации: режиссёра, оператора, звукорежиссёра, художника…
- Определение целевой аудитории.
- Предполагаемый формат и хронометраж фильма.
- Характеристику постановочной сложности фильма.
- Лимит затрат на создание фильма/программы.
Презентация телевизионной программы на питчинге должна содержать следующие элементы концепции программы:
- рабочее название телевизионной программы;
- описание целевой аудитории;
- жанр, формат;
- хронометраж;
- периодичность выхода;
- тематика;
- описание ведущего(-их);
- описание гостей/героев;
- краткий синопсис телевизионной программы, включая сценарный ход;
- логлайн, основные герои, краткое описание предлагаемого проекта с обоснованием необходимости его производства.
Презентация должна кратко и ёмко раскрывать идею, жанр, тему, иногда даже атмосферу телевизионной программы.
Должны быть даны краткие ответы на вопросы:
1. В чём оригинальность телевизионной программы, то есть чем она отличается от других подобных, если они есть?
2. На чём строится драматургия телевизионной программы, или какой конфликт лежит в её основе?
3. Кто является целевой аудиторией, и в каком стиле будет выполнена телевизионная программа?
4. Чем телевизионная программа будет удерживать внимание зрителей и почему она им должна понравиться?
В результате питчингов телевизионных программ должны быть окончательно сформированы творческие группы для их реализации.
Участники творческой группы обсуждают способы и формы реализации телевизионной программы. Для учёта работ всех ответственных за их выполнение, согласование и результаты исполнения, продюсер формирует карту реализации проекта, форма которой приведена в приложении к настоящим методическим указаниям.
Работы этого этапа включают принятие ряда решений относительно будущей телевизионной программы – разработка слогана телевизионной программы, структуры телевизионной программы, определение потенциальных ведущих (не только по визуальному образу, но и по стоимости), гостей, направлений исследовательских работ, связанных с подготовкой телевизионной программы, описание оформления студии, определение времени и периодичности выхода телевизионной программы, наличие, объём и сложность компьютерной графики, использование футажей и архивных видеоматериалов и т. д. От решений, принятых в ходе таких обсуждений, зависит предварительный лимит затрат проекта, который составляется продюсером.
|
|
После успешной презентации концепции телефильма или телевизионной программы и её утверждения, творческая группа под руководством студента-режиссера с участием студента-продюсера формирует творческо-техническое задание драматургу на написание сценария телевизионной программы (если он необходим) и творческое задание композитору (звукорежиссёру) на написание (подбор) музыки (звукового оформления) телевизионной программы. Формы таких заданий приведены в приложениях к настоящим методическим указаниям.
В тех случаях, когда для создания телевизионного документального фильма или телепрограммы возможен вариант создания сценарно-режиссёрской разработки (решает руководитель ВКР), то создаётся не сценарий, а сценарно-режиссёрская разработка, в которой чётко обозначается сюжетный ход, развитие слагаемых драматургии экранного произведения.