Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда, и процедуры по достижению этих целей.
Политика в области ОТ.
Основными направлениями политики в области ОТ являются:
§ приоритет сохранения жизни и здоровья работников:
§ соблюдение законов и других нормативно-правовых актов РФ в области ОТ (в т.ч. – выполнение коллективного договора)
§ постоянное улучшение и совершенствование СУОТ;
§ внутренний аудит за соблюдением требований ОТ;
§ проведение специальной оценки условий труда;
§ установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;
§ защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
§ обучение и повышение квалификации работников метрополитена по вопросам ОТ;
§ стимулирование работников на создание безопасных условий труда.
14.1. Цели и задачи СУОТ
Основными целями СУОТ являются:
§ создание безопасных и благоприятных условий труда;
§ привлечение к участию в управлении охраной труда работников и их представителей;
§ формирование корпоративной культуры охраны труда, пропаганда здорового образа жизни.
Основной задачей СУОТ является создание здоровых и безопасных условий труда.
14.2. Функциональная структура управления ОТ
1. Управление в метрополитене осуществляет руководство метрополитена в лице: начальника (Н), главного инженера – первого заместителя начальника метрополитена (НГ-НЗ1), заместителя начальника и главного инженера, а также начальника отдела ОТ управления метрополитена.
2. Непосредственная организация работы по ОТ в целом, возлагается на НГ-НЗ1 (гл. инженера).
3. Координацию деятельности по ОТ, контроль за соблюдением трудового законодательства, содержание требования ОТ, организационно-методическую работу осуществляет отдел ОТ управления метрополитена.
4. В управлении ОТ предусматривается обязательное участие руководителей сверхуровней, специалистов и инженерно-технических работников (личные нормативы приведены в приложении №1 к настоящему стандарту).
5. Каждый работник метрополитена несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по ОТ.
14.3. Внутренний аудит в системе управления охраной труда
1. Получение объективных данных о состоянии ОТ метрополитена и оценке эффективности функционирования СУОТ осуществляется посредством проведения внутреннего аудита.
2. Целью аудита является установление соответствия деятельности метрополитена в сфере ОТ политике, определяемой настоящим стандартом.
3. Внутренний аудит состояния ОТ включает в себя:
§ ступенчатый контроль состояния ОТ;
§ весенние и осенние комиссионные проверки;
§ целевые и внезапные проверки.
4. Ступенчатый контроль является основным видом внутреннего аудита, осуществляемого в подразделениях метрополитена.
По выявленным нарушениям и недостаткам устанавливаются сроки устранениям, назначаются ответственные лица. Выявленные нарушения должны быть устранены в кратчайший срок.
При невозможности устранения выявленных нарушений, руководитель подразделения должен сообщить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
14.4. Внешний аудит в сфере ОТ
Внешний аудит проводится:
§ федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление Федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
§ другими органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности;
§ органами профсоюзного контроля.
14.5. Стажировка
Продолжительность стажировки работников – в зависимости от характера работы и квалификации работника – устанавливается от 3 до 14 смен.
Внеплановый инструктаж проводится в течение 5 рабочих дней с момента получения информации о несчастном случае.