Каковы же методы руководства игрой детей?

Прежде всего воспитатель обогащает их впечатления: напри­мер, в присутствии малышей он может погладить ленточки, полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом интерес к своей работе. На прогулке можно по­наблюдать за игрой старших ребят, за действиями взрослых. Спе­циальные показы тех или других действий обогащают опыт ребен­ка: он самостоятельно купает куклу,, кормит ее, укладывает спать.

Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и т. д.

Методы обучения маленьких детей во время самостоятельной деятельности постепенно меняются. Так, в начале второго года жизни воспитатель действует рукой ребенка: вместе с ним, напри-


 


мер, открывает матрешку и закрывает ее, нанизывает кольца на стержень пирамиды и снимает их. Основной метод, которым пользу­ется при этом воспитатель,— это показ, сопровождаемый словом; во втором, полугодии, с развитием понимания ребенком речи, пе­дагог использует словесные инструкции.

Важно, чтобы.методы руководства игрой постепенно услож­нялись. Это может быть за счет подготовки ситуации для развития игры, которая, как известно, в первом полугодии готовится вос­питателем, а во втором — совместно с детьми либо дети делают это самостоятельно.

Усложняются и задачи, которые воспитатель ставит перед ре­бенком. Создавая «проблемные ситуации», он предлагает малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы он мог сам ее решить. Такой метод является особенно эффективным, так как способствует развитию мыслительных процессов во время игры. Например, воспитатель говорит: «Твоя кукла грязная. А где же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом он не говорит, что куклу надо купать. В подобных играх воспитатель побуждает ребен­ка выполнять воображаемые действия; например, из игрушечного крана «налить» воды и «напоить» лошадку и т. п. Игру можно ус­ложнить и за счет введения в нее дополнительных предметов — рас­чески, салфетки, вытереть ею кукле рот после кормления, измерить температуру заболевшему медведю — поставить ему градусник, за­бинтовать собачке больную лапку. Для поддержания интереса к таким играм следует использовать предметы-заместители: мыло — кубик, ложка — палочка, яблоко — шарик.

Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось.

Нужно следить за тем, чтобы правильно разрешались конфлик­ты между детьми. Обидчику воспитатель выражает свое порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного воз­раста следует широко пользоваться методом отвлечения,- перек­лючения малыша на другую деятельность.

Анализ организации самостоятельной деятельности детей сле­дует проводить по определенным показателям: преобладающее настроение детей в группе; умение самостоятельно выбрать себе игру; уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность; взаимоотношения ребенка с окружающими взрос­лыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ре­бенка. Проводится анализ как индивидуально, так и всей группы.

Показатели правильно и хорошо организованной самостоятель­ной деятельности детей — их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотноше­ния между детьми, частые обращения ребенка к воспитателю по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: