Прежде всего воспитатель обогащает их впечатления: например, в присутствии малышей он может погладить ленточки, полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом интерес к своей работе. На прогулке можно понаблюдать за игрой старших ребят, за действиями взрослых. Специальные показы тех или других действий обогащают опыт ребенка: он самостоятельно купает куклу,, кормит ее, укладывает спать.
Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и т. д.
Методы обучения маленьких детей во время самостоятельной деятельности постепенно меняются. Так, в начале второго года жизни воспитатель действует рукой ребенка: вместе с ним, напри-
мер, открывает матрешку и закрывает ее, нанизывает кольца на стержень пирамиды и снимает их. Основной метод, которым пользуется при этом воспитатель,— это показ, сопровождаемый словом; во втором, полугодии, с развитием понимания ребенком речи, педагог использует словесные инструкции.
Важно, чтобы.методы руководства игрой постепенно усложнялись. Это может быть за счет подготовки ситуации для развития игры, которая, как известно, в первом полугодии готовится воспитателем, а во втором — совместно с детьми либо дети делают это самостоятельно.
Усложняются и задачи, которые воспитатель ставит перед ребенком. Создавая «проблемные ситуации», он предлагает малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы он мог сам ее решить. Такой метод является особенно эффективным, так как способствует развитию мыслительных процессов во время игры. Например, воспитатель говорит: «Твоя кукла грязная. А где же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом он не говорит, что куклу надо купать. В подобных играх воспитатель побуждает ребенка выполнять воображаемые действия; например, из игрушечного крана «налить» воды и «напоить» лошадку и т. п. Игру можно усложнить и за счет введения в нее дополнительных предметов — расчески, салфетки, вытереть ею кукле рот после кормления, измерить температуру заболевшему медведю — поставить ему градусник, забинтовать собачке больную лапку. Для поддержания интереса к таким играм следует использовать предметы-заместители: мыло — кубик, ложка — палочка, яблоко — шарик.
Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось.
Нужно следить за тем, чтобы правильно разрешались конфликты между детьми. Обидчику воспитатель выражает свое порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного возраста следует широко пользоваться методом отвлечения,- переключения малыша на другую деятельность.
Анализ организации самостоятельной деятельности детей следует проводить по определенным показателям: преобладающее настроение детей в группе; умение самостоятельно выбрать себе игру; уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность; взаимоотношения ребенка с окружающими взрослыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ребенка. Проводится анализ как индивидуально, так и всей группы.
Показатели правильно и хорошо организованной самостоятельной деятельности детей — их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения между детьми, частые обращения ребенка к воспитателю по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.