Материал. Изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослым: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; взрослый чинит машину.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: «Кто это на картинке?» «Что делают?» Если малыш затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картинки: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает?» и т. д.
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и предложениями, состоящими из двух слов.
Актив и а я р еч ь
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий
Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными ложениями. |
Сенсорное развитие
|
|
величинах предметов (типа Длина ребра |
Ориентируется в 3 контрастных кубов) с разницей в 3 см.
Материал. 3 куба-вкладыша одного цвета, первого — 10 см, второго — 7 ры, третьего — 4 см.
Методика. Взрослый на глазах у малыша достает кубы один из другого и ставит их вперемешку, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка. Собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более 3).
Игра и действия с предметами
Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
Материал. 3 кирпичика и маленькая кукла либо матрешки, машина.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить «ворота». При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.
Д в и ж е ни я
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20 см).
Материал. Скамейка высотой 15—20 см, ширина доски 15— 20 см.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают пройти по доске без помощи взрослого (взойти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка. Проходит 'по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку).
Методика. Ситуация естественная (при раздевании ребенка). Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку.
2 года
Понимание речи