Московский хор под управлением Яркова

Петр Глебович Ярков.

Биография и краткая характеристика творчества.

Московский хор под управлением Яркова.

Петр Глебович Ярков – образцовый крестьянин и агроном, руководитель хора крестьян Бронницкого уезда, знакомец М.Горького и Льва Толстого, автор предисловия к книге американского журналиста Альберта Риса Вильямса о России, человек, который всю свою беспокойную и трудную жизнь трудился, посвятил ее служению людям. Человек необычайной судьбы, удивительного жизнелюбия и многогранных талантов.

Родился Петр Ярков 27 августа 1875 года в деревне Сельцо Салтыковской волости Бронницкого уезда в бедной многодетной крестьянской семье. Жизнь не баловала. Помогать по дому родителям приходилось с малых лет, «цепляясь», по его собственному выражению, за все крестьянские, домашние и другие дела.

Девяти лет отроду пошел учиться в земскую школу. «На всю жизнь запомнились учебники-хрестоматии К.Д.Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», давшие мне представления о явлениях природы и о жизни человека», - пишет он в своей автобиографии.

С 12-летнего возраста Петра отдали в учение столярному ремеслу в Москву, как и многих сельских ребят его возраста. А последующие после ученичества 10 лет работы краснодеревщиком Петр Ярков, обуреваемый жаждой знаний, много читает, записывает, старается осмыслить прочитанное, часто задумываясь: чем жив человек?

В поисках жизненного пути, он отправляется ко Льву Толстому в Ясную Поляну. И посещения эти неоднократны. Именно у Льва Николаевича он в 1900 году и знакомится с Максимом Горьким, которому писатель представил коллеге молодого человека следующим образом: «Мой старый посетитель. Много читает. Доступны все формы понимания».

Эта и последующие встречи Петра Глебовича с Горьким подробно записано в книге секретаря писателя И.Шкапы «Семь лет с Горьким».

В 1902 году П.Г.Ярков возвращается в родную деревню и занимается крестьянским хозяйством на хуторе Дор, что располагался неподалеку от родной деревеньки. Молодой человек активно изучает специальную литературу по агрономии, использует в своем хозяйстве современные и доступные способы обработки подмосковных суглинок и ведения хозяйства в целом.

Упорный труд и желание вести крестьянскую работу не по старинке, позволяют ему добиться больших успехов в земледелии и животноводстве. Он применяет научные методы обработки земли, на суглинках собирает до 200 пудов ржи с десятины, высокие урожаи корнеплодов, существенно повышает надои молока от своих коров. Он заводит на своих огородах диковинную ягодку клубнику, на которую соседские мальчишки и девчонки сбегаются глядеть и пробовать со всей округи.

При, казалось бы, огромной загруженности в хозяйстве, а оно было обширным, разноплановым, Петр Глебович успевал и родню вокруг себя собрать – племянников и племянниц ягодами-вареньем угостить, и с друзьями в Бронницах пообщаться, песни попеть. Он вырастил огромный сад вокруг своего дома, целую рощу составили молоденькие деревца, принесенные из леса.

События Октября 1917 года Ярков встречает с энтузиазмом, активно включаясь в общественную и хозяйственную жизнь уезда. Пытаясь научить крестьянина хозяйничать с большей эффективностью, обобщая свой опыт, он становится с 1918 года активным селькором, членом общественных редколлегий крестьянских газет, делегатом Первой Всероссийской конференции селькоров. Часто выступает он по вопросам сельского хозяйства в «Крестьянской газете», в газете «Беднота» и журнале «Сам себе агроном». Не ограничиваясь газетными и журнальными публикациями, Ярков пишет статьи на самые актуальные темы и публикует их отдельными брошюрами по актуальным вопросам: «Как достигнуть высокого урожая ржи», «Какая польза от сортировки», «Как получить высокий удой молока от простой русской коровы», «Что может дать крестьянину Всероссийская сельскохозяйственная выставка» и другие. Во всех брошюрах, к слову сказать, неоднократно переиздававшихся, красной нитью проходит горячий призыв к крестьянину внедрять новые методы ведения сельского хозяйства.

Ярков обращается к отдельным письмам крестьян к нему и, разбирая их проблемы, дает основательные консультации и советы, по выращиванию пшеницы. Кроме того, Ярков высылает всем желающим свои семена.

Следует отметить, что книга не только написана грамотно, просто, доступно, но и составлена умно. В заключении Петр Глебович обобщает свой опыт и, учитывая, что его читатель может быть не особо грамотным, в краткой и доступной форме, по пунктам, излагает основные правила посева озимой пшеницы и ухода за ней.

Крестьянский труд и большая просветительская деятельность П.Г.Яркова были достойно отмечены. Он награжден Большой медалью Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, а вскоре и грамотой ВЦИК, в которой за ним закрепляется звание Героя труда. В качестве премии на выставке он получает набор сельскохозяйственных орудий.

Одновременно, не прекращая хозяйственной и селькоровской деятельности, Ярков принимает активное участие в сельских певческих и драматических кружках, отправляется в 1919 году делегатом на Первый Всероссийский съезд рабоче-крестьянского театра.

Театр появился в его жизни, скорее всего, вслед за увлечением народной песней. Любовь к ней сделала Петра Глебовича организатором и руководителем известного во всей России хора – хора крестьян Бронницкого уезда.

Первые народные песни, можно смело утверждать, пришли к Петру Яркову вместе с молоком матери. Пелагея Федоровна Яркова была известной не только в своей деревне песенницей. Родом она была из села В Денежниково приезжали «за песнями» крестьяне окрестных сел и деревень – Ильинского, Хлынова, Сельца и других. Часам мог наблюдать маленький Петр, как «играли» круговые песни.

С годами любовь к музыке не пропала. Увлечение перешло в страсть, и в годы московской жизни Ярков начинает собирать народные песни. В Москве, куда стекался на заработки люд с разных областей центральной России, он внимательно прислушивается, как поют свои песни крестьяне смоленские и подмосковные, рязанские и тульские, орловские и ярославские. Не зная нот, но обладая от природы абсолютным слухом и исключительной памятью, он навсегда запоминал мелодии пения столь различных между собой говоров и манер.

В послеоктябрьские годы Ярков уже не ограничивается только собирание песен. Стараясь организовать зимний досуг крестьянина, он приглашает желающих в народный хор в 1919 году. И собирает вначале крестьян из окрестных деревень – Малышева, Сельца, Кочиной Горы, Нестерова, Веркова и Денежникова. Еще одну важную цель поставил он для себя в этой деятельности: сохранить для потомков «лучшие, бесценные образцы народного музыкально-художественного творчества, прежде всего музыкальной основы, артельного характера и стиля исполнения» народной песни, как писал он позднее в «Письме крестьянина».

В 1921 году хор Яркова впервые выступает в столице на собрании этнографической секции Государственного института музыкальной науки и получает высокую оценку у музыкантов. Спустя 4 года хор Крестьян Бронницкого уезда - такое название получает детище Яркова – становится профессиональным московским хоровым коллективом.

Постоянные выступления хора начинаются 25 мая 1925 года в день открытия Московского дома крестьянина. Через год хор впервые выступает на радио, а концерты в Москве чередуются с гастрольными поездками по стране. Хор бронницких крестьян приобретает огромную популярность и признание среди простого народа.

В течение всех 24 лет под руководством Яркова (1921 – 1945) хор оставался носителем и пропагандистом подмосковной русской народной песни и многоголосного песенного строя. Песни хором не просто пелись, они «игрались» - происходили в действии, органически связывающем мимику, пляску и песню. Артисты хора никогда не стояли на месте, они танцевали, приплясывали, играли песню. Даже на репетициях никто не стоял без движения.

Очень своеобразно проходили и сами репетиции. Разучивание песни с хором и с запевалами проводилось по слуху с голоса самого Яркова. Петр Глебович начинал петь песню сначала с одним певцом, затем – с двумя, с тремя, и так далее, пока ее не разучивал весь хор. А одновременно могло звучать до 12 голосов. Это был трудный процесс работы над песней, ибо сам Петр Глебович все время варьировал напев, что мешало певцам усвоить основу песни.

При возобновлении разучивания песни на следующей репетиции Ярков снова вносит что-то новое в напев песни, изменял ее мелодический рисунок. Возникал спор между Ярковым и лучшими певцами, усвоившими напев с первой репетиции.

В работе над песней Петр Глебович не расчленял ее на поэтические строфы или на музыкальные фразы. Он песню воспринимал всю в целом, в единстве ее выразительного содержания, формы и средств воплощения. В основе работы над песней у него было верное ощущение «души» песни.

Отсюда многообразие импровизированных приемов, умелый выбор вариации, которые во многом зависели от необходимости наиболее выразительно донести текст песни, подчеркнуть значимость поэтического образа в песне.

Интуиция у Яркова работала всегда безотказно и служила ему путеводной звездой в работе над песней. Наиболее талантливые певцы его хора всегда работали над песней в контакте с ним и сравнительно легко и умело находили новые и оригинальные подголоски к данной мелодии, обогащая многоголосием основной напев песни. Глубокая внутренняя уверенность всегда окрыляла Петра Глебовича и сообщала певцам его хора смелость в поисках правильного развития хорового многоголосия в данной песне. Творческий процесс захватывал всех певцов – и молодых, и старых, в результате чего и создавалась отличная хоровая песня.

У Яркова было свое понятие слова «подголосок». Подголосками в его хоре назывались те голоса, которые умели поддержать непрерывное звучание хора, особенно на «стыках» между отдельными музыкальными фразами и между строфами. Эти подголоски больше всего заметны в подвижных песнях. Они как бы перебрасывают звучащий «мостик» от конца одной строфы к началу другой строфы, ни на секунду не позволяя песне «угаснуть» или хотя бы на мгновение прерваться.

Ярков по-настоящему был влюблен в песню. Пел он всегда охотно, истово, выразительно, иногда уводя мелодию в отдаленные от оригинала варианты, напевая, часто изменяя ритмическую, а порой и ладовую структуру песни. Исключительно тонко чувствуя «душу» песни, Петр Глебович умел передать хору свое понимание ее содержания, характера.

Влюбленность в песню, в красоту ее поэтического содержания была основной чертой исполнительского мастерства Яркова. В его манере петь ощущались радость, подлинно эстетическое наслаждение, доставляемое творческим воплощением песни.

В хоре Яркова было три группы певцов. Одна (старшая группа) – «кадровая». Это самые умелые певцы, знавшие в совершенстве весь репертуар Петра Глебовича, имевшие устойчивые (выработанные) художественные прием и опирающиеся в своем искусстве на глубокие народные традиции исполнения народных песен и оберегающие единство и чистоту песенного стиля.

Вторая группа – певцы среднего возраста, получившие уроки народного пения не у Яркова, а у других московских руководителей хоров народной песни. У этой группы наблюдалась некоторая пестрота в приемах исполнения народных песен, хотя каждый из исполнителей был по-своему интересен и талантлив. Чтобы привести их к единому стилю, надо было учитывать и положительные и отрицательные качества в манере их исполнения, приобретенные в иных хорах. Петр Глебович неустанно боролся с недостатками и теми сторонами исполнения, которые не отвечали его художественным представлениям.

Третья группа – молодые певцы, получившие первые навыки народного песенного искусства непосредственно у Яркова. Это была самая «благодарная» для творческой работы группа, которая добросовестно перенимала и напевы, и тексты, и манеру петь от Петра Глебовича и старших певцов хора.

Своеобразие хора определялось также и тем, что со свойственной ему настойчивостью Ярков упорно и истово придерживался народных приемов руководства хором и воспитания певцов. Несмотря на это, он уверенно вел за собой хор чисто народными приемами мастера-запевалы.

Петр Глебович не дирижировал хором. Дирижирование в его хоре было принципиально отрицаемо в любой форме. На сцене он всегда стоял с правой стороны хора. Запевая, он продолжал петь и вместе с хором, стремясь своим пением воздействовать на певцов, увлекая за собой. Когда он пел, то разводил руками в такт песни, раскрывая и закрывая ладоши. Но это не было проявлением нарочитой манерности; движения рук в такт песни заменяло ему дирижерский жест как для хора, так и для самого себя. Легким жестом он подчеркивал наиболее выразительные места в пении.

Ярков во время пения не «гипнотизировал» хор глазами, чаще всего он прикрывал глаза, как бы глядя в себя, и эта внутренняя сосредоточенность передавалась хору. Никакого напряжения в хоре не чувствовалось, песня лилась свободно, естественно: ритмический и тональный ансамбль был всегда чистый и стройный.

Этих приемов Петр Глебович придерживался вполне убежденно. Он стремился к строгому соблюдению творческого импровизационного варьирования подголосков всеми участниками хора. Стройность звучания хора и богатство выразительности искусным умением всех без исключения певцов спевшегося хора. Естественно, что при таком подлинно бытовом народном складе многоголосного пения песня звучала в хоре в различных случаях ее исполнения то захватывающе слаженно, то более бледно и вяло. Зато подлинность народного многоголосного искусства во всей ее трепетности живого дыхания соблюдалась нерушимо.

Такой нетронутой подлинностью живого звучания русского народного хорового пения Ярков дорожил более всего, более всего ее ценил. И велика была заслуга Петра Глебовича, сумевшего в условиях профессиональных выступлений хора на эстраде сохранить чистоту народного стиля, не скатиться на позиции псевдонародного исполнительства. Он не считался с тем, что в условиях профессиональной концертной деятельности ярко выраженный бытовой профиль хора неизбежно вызывал непреодолимые трудности, поскольку никогда не было и не могло быть уверенности в том, что в концерте песня будет звучать всегда одинаково слаженно и гладко. Хор был подлинным народно-бытовым хором, как бы пересаженным на профессиональную концертную эстраду.

По голосовому составу хор существенно отличался от известных в стране народных хоров наиболее полным составом голосов. В хоре были разные голоса: сопрано, альты, тенора, баритоны и довольно низкие басы. Басы обычно пели основной напев, иногда уходя вверх к тенорам, или опускаясь вниз.

Хор по своему репертуару и по характеру исполнения представляет собой большую этнографическую ценность. Он поет народную песню так, как пели ее в старину, стремится передать самый характер, стиль, приемы народной песни, все музыкальные и языковые особенности, характерные для старинного ее исполнения.

Хор Яркова пел без музыкального сопровождения. Это было одной из основ его певческого стиля. Лишь в последние годы он в плясовых, героических песнях и песнях советских композиторов допускал баян.

К народным песням и Ярков, и его хор относились творчески. Поэтому старинные песни в хоре звучали радостно, оптимистически, со светлой верой в великую правду своего народа. Петр Глебович настойчиво пропагандировал московские и подмосковные песни, как песни рабочие, рабоче-крестьянские. Однако, отбирал он их односторонне. Его внимание привлекали преимущественно фабрично-бытовые песни и в еще большей степени созданные в Москве и распространенные наиболее широко в среде сезонных и ремесленных рабочих новые песни XIX в.

Петр Глебович обладал ценными для советского человека чувством нового. В своих песнях он всемерно стремился отражать события современности. После Великой Октябрьской революции постоянный интерес к новым песням проявляется у Яркова в новой форме: он начинает создавать сам слова новых песен и распевает их вместе с созданным им хором чаще всего на напевы старинных песен, иногда на новые, создаваемые им напевы. Слова и напевы новых песен Ярков любовно вынашивал в себе, тщательно подыскивал образные выражения, точные слова и интонации для своих мыслей. Он создавал песни на современные ему темы, живо перекликающиеся с событиями жизни страны, глубоко народных по духу и по форме, проникнутых любовью к Родине.

Мы сегодня можем видеть хоровые, поющие и играющие народную песню, но ни один не поет такую многоголосицу. Хор Яркова был и остается по сей день уникальным событием в музыкальной культуре России.

Во время Великой Отечественной войны хор выступал с огромным успехом на фронтах и в тылу: в городах Западной Сибири, на Урале, в Кузбассе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

В июле 1959 года в 29-м номере журнала «Огонек» была опубликована статья Н.Мара «Где вы, давние друзья?». В ней содержалось обращение ко всем, кто знал Петра Яркова, которого разыскивал известный американский журналист Альберт Рис Вильямс, пытавшийся найти своего старинного приятеля.

О первой встрече с Вильямсом (друге Джона Рида, с которым он изучал русскую революцию) рассказал сам Ярков в предисловии к книге этого американского писателя, выпущенной в Америке в 1927 году после поездки в Россию: «Первый раз я встретил Альберта Давидовича (так звали Вильямса в России близкие и друзья) в Москве зимой 1922 года. Это был большой всероссийский вечер поэзии, где поэты всех направлений читали свои стихи.

Как крестьянин, знающий и любящий народную музыку, я пел печальные, с надрывом, песни, а также веселые и танцевальные песни. В перерыве многие подходили ко мне, чтобы выразить восхищение этой музыкой, дышащей деревенской стариной. Среди них был человек выдающейся наружности, высокий, как богатырь, - косая сажень в плечах и очень похожий на нашего великого певца Шаляпина.

Это был Альберт Рис Вильямс, тот самый американский журналист, который впервые приехал в Россию перед Октябрьской революцией и, как очевидец, дал правдивую и точную оценку великого события в своей книге «Сквозь русскую революцию».

Нелегко сложилась судьба Петра Глебовича после отъезда Вильямса в Америку. Его, руководителя широко известного в стране хора, Героя труда, образцового крестьянина, обвинив за дружбу с иностранцем в шпионаже «раскулачивают», конфискуют дом, хозяйство с полученными на выставке сельскохозяйственными орудиями и сажают в 1927 году на 5 месяцев в тюрьму. В качестве доказательства вины ему предъявляют то самое предисловие к книге Вильямса, которая вышла в Америке.

Вернувшись домой после заключения он продолжает петь, выступать с хором, встречается снова не раз с Горьким, пишет брошюры о крестьянском труде, пока новый удар судьбы не обрушивается на него вновь.

В 1938 году по ложному доносу его снова арестовывают. Обвинения старые: американский шпион, кулак. На этот раз следствие длится уже 22 месяца. На свободу его выпускают перед самой войной, сняв все обвинения и подозрения.

Каким мужеством надо обладать, чтобы вновь найти в себе силы для творчества. Более 500 концертов дал хор Яркова во время Отечественной войны. Петр Глебович работал на пределе сил и возможностей. И все это, конечно же, сказалось на его здоровье. Сразу после окончания войны в конце 1945 года он умирает.

Можно сказать, с ним умирает и хор, т.к. деятельность его прекращается 4 года спустя.

Давно распался хор, но живут песни, записанные почти на 40 пластинках. Жива еще людская память о Яркове и его хоре. До недавнего времени ходили местные жители из Сельца и Дора к Глебычу по грибы. Пару лет назад еще стоял в Бронницах дом, привезенный с хутора после разорения ярковского хозяйства. И живут в Москве правнуки Яркова. А Бронницкий музей получил из рук внучки Петра Глебовича В.Ф.Маркеловой его архивы, книги, ноты, автобиографию и то самое злополучное предисловие, ставшее причиной двух арестов и людских наветов.

Вопросы и задания для самоконтроля по теме:

1. Перечислите особенности разучивания партитуры Ярковым.

2. Назовите группы на которые делился хор Яркова.

3. Из песен какой области состоял репертуар коллектива?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: