Триммер руля направления

На самолете DA42 NG установлен руль направления с триммером. Управление триммером руля направления осуществляется при помощи колеса, расположенного в передней части центральной панели. Для управления триммером руля направления используется механическая система.

Механическая система триммирования руля направления состоит из трех основных частей:

Колесо с указателем положения триммера.

Длинный гибкий трос, соединяющий колесо с механизмом привода триммера.

Исполнительный механизм триммера.

-Колесо управления триммером руля направления

Для управления системой триммирования руля направления используется колесо управления триммером руля направления, расположенное в верхней части центральной панели. Колесо крепится к прямоугольному барабану, установленному в верхней части длинного вала, который также приводит в действие указатель положения триммера. Указатель положения триммера представляет собой механическое устройство и крепится к нижней поверхности крышки центральной панели.

Длинный вал в верхней части закрепляется крышкой центральной панели, в нижней части опирается на подшипник, установленный на кронштейне, который крепится болтами к элементам конструкции центральной панели.

На нижнюю часть вала нанесена наружная резьба. На резьбовой части вала установлен сухарь с внутренней резьбой. Сухарь имеет выступы, входящие в пазы на узле качалки. Качалка имеет два входных плеча с пазами, входящими в зацепление с выступами сухаря, и рабочее плечо, к которому присоединяется длинный трос.

В двух входных плечах качалки имеется отверстие, просверленное через оба плеча, которое совмещается с отверстием в элементах конструкции центральной панели. Когда отверстия совмещены, колесо находится в нейтральном положении. При регулировке системы управления триммером руля направления в отверстия можно вставить стопорный штифт.

- Гибкий трос

Колесо управления триммером соединяется гибким тросом с исполнительным механизмом триммера. Трос проходит через отверстия во всех шпангоутах фюзеляжа и низ киля. От задней части киля трос проходит в нижний монтажный кронштейн руля направления, где прикрепляется к исполнительному механизму триммера руля направления.

- Исполнительный механизм триммера

Триммер представляет собой формовую деталь, изготовленную из стеклопластика. На триммере имеется кабанчик с двумя рычагами. К рычагам присоединяются две тяги управления триммером, к которым присоединяется вильчатый наконечник гибкого троса. В каждый конец тяги ввинчен шаровой наконечник. Шаровые наконечники крепятся болтами к рычагам управления триммером и вильчатому наконечнику.

Конец внешней оболочки троса ввинчивается во фрикционный блок. Фрикционный блок имеет отверстие с внутренней резьбой, в которое ввинчивается внешняя оболочка троса.

В верхней части фрикционного блока имеется отверстие для фрикционного стержня, к которому пружинами прижимается фрикционная колодка, расположенная в верхней части фрикционного блока. Усилие трения стержня демпфирует движение исполнительного механизма триммера в случае отказа системы управления триммером.

5.2.3. Принцип работы

При вращении колеса управления триммером в полете по часовой стрелке происходит следующее: вал колеса управления триммером вращается по часовой стрелке. Указатель положения триммера смещается вправо, указывая положение вала. Сухарь движется вверх по резьбовой части вала колеса управления триммером. При движении сухаря качалка приходит во вращение и плечо качалки движется вперед.

Плечо качалки тянет внутреннюю жилу троса вперед. Вильчатый наконечник троса и тяги управления триммером движутся вперед. Триммер поворачивается влево, при этом динамические силы, действующие на триммер руля направления, разворачивают руль направления вправо.

При вращении колеса управления триммером в полете против часовой стрелки система работает в обратном направлении.

Руль высоты

Руль высоты установлен на стабилизаторе и обеспечивает продольное управление самолетом. Управление рулем высоты осуществляется при помощи двух ручек управления самолетом, которые прикреплены к валу, (рис. 5.2.). На валу имеется рычаг, к которому крепится короткая тяга-толкатель. Короткая тяга присоединяется к промежуточному рычагу, установленному на носовом главном шпангоуте. К промежуточному рычагу крепится длинная тяга с тремя направляющимися подшипника.

Длинная тяга присоединяется к качалке в нижней части киля и соединяясь с вертикальной тягой. Вертикальная тяга присоединяется к кабанчику руля высоты. На вертикальной тяге установлены две уравновешивающие пружины, которые облегчают возврат руля высоты в нейтральное положение.

Ограничитель отклонения вниз руля высоты при отклонении вниз представляет собой сухарь из стеклопластика, приклеенный к внутренней стороне верхней обшивки стабилизатора. При полном отклонении руля высоты вниз передняя часть кабанчика руля высоты отклоняется до упора вверх и упирается в ограничитель.

Самолет DA42 NG оснащен электрическим исполнительным механизмом, который ограничивает отклонение руля высоты вверх до 13°, если рычаги управления обоими двигателями установлены в положение более 20% (приблизительно).а закрылки находятся положении LDG (посадка). Эта величина на 2,5 градуса (10 мм / 0,4 дюйма) меньше угла полного отклонения, равного 15,5 градуса. Исполнительный механизм с линейной характеристикой работает в качестве переменного упора и управляется при помощи двух выключателей, расположенных под РУДами, и одного переключателя управления закрылками. При уменьшении мощности до уровня менее 20% (приблизительно) возможность полного отклонения руля высоты восстанавливается. Переменный ограничитель руля высоты управляется только положением рычагов управления двигателями и положением закрылков. Его включение и выключение пилотом невозможно, (рис. 5.4.).

В случае неисправности ограничителя для привлечения внимания пилота на основном пилотажном индикаторе загорается предупредительный сигнализатор STICK LIMIT (отказ ограничителя ручки управления) янтарного цвета. Сигнализатор STICK LIMIT (отказ ограничителя ручки управления) загорается в том случае, если переменный ограничитель руля высоты не срабатывает при наличии соответствующих условий (двигатели включены) или продолжает ограничивать ход руля высоты при отсутствии условий срабатывания (двигатели выключены). Если один рычаг управления двигателем установлен в положение, превышающее указанное предельное значение, а второй РУД – в положение менее данного значения или в положение малого газа (ситуация, возможная при отказе двигателя или обучении), или если закрылкине находятся в посадочном положении, цепь питания сигнализатора обесточена.

Возможность регулирования ограничителей руля высоты отсутствует.

5.3.1. Принцип работы

При отклонении ручки управления самолетом вперед происходит следующее: поворачивается узел вала. Рычаг под валом толкает короткую тягу назад. Короткая тяга толкает длинную тягу назад. Качалка толкает вертикальную тягу вверх. Вертикальная тяга отклоняет переднюю часть кабанчика руля высоты вверх. Руль высоты отклоняется вниз.

При отклонении ручки управления самолетом назад происходят обратные действия тяг и кабанчика. Руль высоты отклоняется вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: