Россия как государство-продолжатель СССР

Сразу после распада СССР Россия выступила как государство - продолжатель СССР и Российской империи. Уже с 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжила членство СССР в ООН, включая членство в Совете безопасности и других учреждениях ООН. В январе 1992 г. МИД России известил все страны, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, а дипломатические представительства бывшего СССР преобразуются в представительства Российской Федерации. Эти права России были признаны мировым сообществом.

Приоритетами внешней политики первого президента России были отношения с соседями на постсоветском пространстве и, прежде всего, со странами, объединившимися в Содружество независимых государств (СНГ), а также с ведущими странами Запада, без поддержки которых Б. Н. Ельцин не мог проводить свои реформы.

Раздел активов и долгов СССР. Одной из проблем, сразу возникшей для всех стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, была проблема раздела имущественных и финансовых активов СССР, а также обязательств по погашению внешнего долга. Уже 4 декабря 1991 г. был подписан договор «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», в котором были определены доли союзных республик Союза ССР в общей сумме внешнего долга и в активах. В основу расчетов были положены четыре показателя: доли республик в экспорте, импорте, произведенном национальном доходе и численности населения СССР за 1986–1990 гг. На момент подписания этого договора доли были определены в процентах по республикам: РСФСР 61,34; Украина 16,37; Республика Беларусь – 4,13; Республика Узбекистан 3,27; Казахская ССР 3,86; Республика Грузия 1,62; Азербайджанская Республика 1,64; Литовская Республика 1,41; Республика Молдова 1,29; Латвийская Республика 1,14; Республика Кыргызстан 0,95; Республика Таджикистан 0,82; Республика Армения 0,86; Туркменистан 0,70; Эстонская Республика 0,62.

Договор не был подписан Узбекистаном, который не согласился с методикой расчетов, а прибалтийские республики в принципе уклонились от участия в договоре, не считая себя государствами-преемниками СССР.

После того, как МИД России в январе 1992 г. заявил, что все посольства и консульства СССР превращаются в посольства и консульства РФ, проблема раздела заграничных активов СССР приобрела еще более сложный характер. Россия исходила из того, что большая доля имущества, находящегося за рубежом, была приобретена или создана в различные периоды существования не только Советского Союза, но и РСФСР, и Российской Империи. Поскольку Россия провозгласила себя государством – продолжателем СССР, который был государством – продолжателем РСФСР и Российской Империи, постольку имущество, ранее принадлежавшее РСФСР и Российской Империи, являлось собственностью РФ и разделу не подлежало. Предстоял сложный подсчет стоимости имущества, созданного уже в период существования СССР и определение вклада каждой из бывших союзных республик в его создание. Сложной оказывалась и проблема раздела Алмазного фонда и ряда других активов.

Все эти проблемы были частично разрешены в связи с тем, что уже в 1992 г. стало ясно, что бывшие республики были не готовы выплачивать свою долю государственного долга СССР. Тогда 8 февраля 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом». РФ как государство – продолжатель Союза ССР, приняла на себя «все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности». В течение 1993–1994 гг. Россия заключила двусторонние соглашения с бывшими союзными республиками СССР о передаче РФ прав на советскую зарубежную собственность в обмен на выплату Россией причитавшейся им части внешнего долга СССР (так называемый «нулевой вариант»). Однако парламенты ряда стран не ратифицировали эти соглашения, что создало ситуацию юридической незавершенности процедуры раздела бывшего имущества СССР. В то же время, страны, подписавшие с Россией «нулевой вариант» на правительственном уровне, получили доступ к международным кредитным организациями, поскольку теперь они не были обременены какими-либо прежними долговыми обязательствами.

Ядерное оружие. К моменту распада СССР ядерное оружие было размещено на территории России, Беларуси, Казахстана и Украины. Судьба этого оружия очень беспокоила Запад, который боялся самого факта появления пяти новых ядерных государств на карте мира, а также не исключал возможности передачи либо продажи этого оружия или его компонентов третьим странам. Надежным решением проблемы представлялась передача всего ядерного арсенала в руки России, способной хранить и обслуживать ядерные заряды, а также утилизировать оружие, отслужившее свой срок. В 1992 г. Беларусь и Казахстан согласились передать России все ядерное оружие, размещенное на их территории. В ответ они получили крупные льготные кредиты, как от России, так и от Запада.

Вопрос о ядерном оружии Украины оказался более сложным, как и ряд других вопросов в рамках российско-украинских отношений. Далее эти отношения будут рассмотрены более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: