Россия и Запад: трудное партнерство

В новом тысячелетии Москва по мере укрепления экономического положения России все более и более определенно вставала на защиту своих национальных интересов. Это объективно сталкивало Россию с США, которые после распада СССР открыто заявляли о своем господствующем положении и исповедовали концепцию «однополярного мира». Путин выступил сторонником концепции «многополярного мира» и ведущей роли ООН в решении мировых проблем.

Российско-американские отношения. Первым серьезным шагом в российско-американских отношениях стал выход России из договора СНВ-II на следующий день после объявления США 14 июня 2002 г. о своем выходе из договора по противоракетной обороне (ПРО) от 1972 г. Решение Вашингтона приступить к развертыванию ПРО могло в перспективе резко нарушить существующий паритет между США и Россией в силах ядерного сдерживания. В этих условиях договор СНВ-II, подписанный Дж. Бушем и Б. Н. Ельциным в январе 1993 г., перестал отвечать интересам России. Как отмечалось ранее, СНВ-II предполагал уничтожение тяжелых баллистических ракет с разделяющимися головными частями, которые составляли основу ядерного оборонного потенциала СССР и достались в наследство России. Верховный Совет РФ в 1993 г. отказался ратифицировать этот договор, а затем и Дума тянула с его ратификацией. В 2000 г. договор был ратифицирован, чтобы открыть путь к переговорам для заключения нового договора и не давать США удобного предлога для выхода из договора по ПРО. В мае 2002 г. Россия и США подписали договор «О сокращении стратегических наступательных потенциалов» (договор о СНП), который, с одной стороны, сокращал число ракет, находящихся на боевом дежурстве, с другой, позволял России не уничтожать советские межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися головными частями, способные преодолеть создаваемую США систему ПРО, и создавать новые, еще более совершенные.

Договор о СНП носил явно промежуточный характер. Он был призван создать условия для подготовки договора СНВ-III. Этот договор был подготовлен и подписан в апреле 2010 г. в Праге президентами Д. Медведевым и Б. Обамой и вступил в силу 5 февраля 2011г. сроком на 10 лет с возможной пролонгацией на 5 лет. Договор предусматривал сокращение средств доставки стратегического ядерного оружия (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков) до 700 единиц, а самих ядерных боезарядов – до 1550 единиц. Это было серьезное сокращение ядерных потенциалов, которое отвечало интересам России, не способной экономически поддерживать ядерный потенциал на уровне 6 тыс. ядерных зарядов, определенных договором СНВ-I. Договор отвечал и интересам США, которые делали ставку на создание системы ПРО, а следовательно исходили из того, что эта система будет тем эффективнее, чем меньше боеголовок смогут запустить русские в случае конфликта.

Еще в сентябре 2002 г. Вашингтон принял новую стратегию национальной безопасности США, которая предоставляла правительству право нанесения упреждающего удара по любому государству, признанному в качестве потенциальной угрозы. При этом правительство США присвоило себе право действовать в одностороннем порядке: «Осуществляя наше лидерство, мы будем уважать ценности, суждения и интересы наших друзей и партнеров. Однако мы будем подготовлены, чтобы действовать обособленно, когда наши интересы и уникальные обязанности этого требуют». Вначале казалось, что эта доктрина представляет собой временную эмоциональную реакцию на трагические события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, когда террористы взорвали два башни Всемирного торгового центра, что повлекло гибель около 3 тыс. человек. Однако в 2003 г. США вопреки ясно выраженной позиции Совета безопасности ООН начали войну в Ираке. Предлогом для нападения стал сомнительный тезис о наличии у режима С. Хусейна оружия массового уничтожения, создававшего опасность для мира. Это был именно предлог, поскольку разведки всех ведущих стран информировали свои правительства о том, что такого оружия у Ирака нет. Фактически вторжение в Ирак было обусловлено стремлением США поставить под контроль богатую нефтью страну и изменить расклад сил на Ближнем Востоке. Свержение и убийство С. Хусейна положило начало перманентной гражданской войне в Ираке между шиитами и суннитами (различными течениями ислама), привели к разрушению экономики страны, сотням тысяч погибших и сделали Ирак очагом формирования религиозного экстремизма. Россия с беспокойством следила за событиями в Ираке, поскольку с этой страной СССР традиционно имел тесные и взаимовыгодные экономические отношения.

В ноябре 2003 г. в Грузии при активной поддержке США произошел государственный переворот, получивший название «революции роз», по итогам которой власть в стране оказалась в руках проамериканского политика М. Саакашвили. В декабре 2004 г. в Украине по аналогичному сценарию была организована «оранжевая революция», в результате которой президентом стал В. Ющенко. Саакашвили и Ющенко заявили о желании привести Грузию и Украину в НАТО. Эти заявления прозвучали на фоне расширения НАТО на восток. Как ранее отмечалось, уже в марте 1999 г. в блок вошли Венгрия, Польша и Чехия, а в марте 2004 г. еще 7 государств: Болгария, Румыния, Словакия, Словения, а также Латвия, Литва и Эстония.

Все попытки В. В. Путина в рамках двусторонних контактов и саммитов «восьмерки» (встреч лидеров мировых держав) побудить США считаться с национальными интересами России не дали результатов. Запад продолжал курс на ослабление внешнеполитических позиций России, взятый сразу после распада СССР.

ДОВСЕ. В такой ситуации Россия не могла оставаться равнодушной к судьбе договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был подписан государствами Варшавского договора и НАТО в 1990 г., а затем модифицирован в 1999 г. Договор ограничивал количество пяти основных категорий обычных вооружений в Европе. Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Остальные страны отказались от ратификации, требуя вывода российских войск с советских баз, расположенных на территории Абхазии и Приднестровья. Однако, во-первых, ДОВСЕ не предполагал такой увязки, а, во-вторых, после нападения Тбилиси на Южную Осетию в 2008 г. народы Южной Осетии и Абхазии приняли решение об образования самостоятельных государств. Абхазия заключила договор, по которому Россия могла иметь военную базу на ее территории. Ситуация в Приднестровье также не позволяла отвести оставшийся российский контингент, который охранял огромные склады боеприпасов, вывезенных туда после вывода советских войск из Германии. В итоге Москва приняла решение, не выходя окончательно из ДОВСЕ, приостановить выполнение его условий, пока другие страны не ратифицируют договор и не начнут делать шаги в его исполнении.

Санкции. Крым. Украина. События на Украине резко обострили отношение между Россией и развитыми странами Запада. Против России были введены экономические санкции, на которые последовал адекватный ответ.

Санкции не привели к разрыву многосторонних отношений между Россией и ЕС, но обусловили сокращение товарооборота и создание напряженной атмосферы. Так, страны «семерки» провели свой саммит в 2014 г., не пригласив к участию Россию, а США оказывают серьезное давление на страны Европы, побуждая их отказываться от всех совместных проектов, которые могут экономически или политически усилить Россию. Одним из примеров такой политики стал и отказ Болгарии разрешить строительство на своей территории новой ветки газопровода, который должен был пройти из России в Болгарию по дну Черного моря. Этот проект был очень выгоден Болгарии, но блоковая солидарность Болгарии как члена НАТО возобладала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: