Ø Посредством своих педагогических воздействий педагог формирует у детей ценностное отношение или добивается проявления желаемого поведения. Для этого педагог предъявляет разнообразные требования к детям.
Ø Предъявление требования сочетается с уважением: если педагог не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.
Ø Предъявление требования - это перевод активности детей в позитивное русло в соответствии с целью воспитания. Исходя из нее, педагог определяет, какую программу действий и заданий следует предложить ребенку, чтобы его развитие было максимальным.
Ø Технология предъявления педагогического требования:
Ø 1. Требование должно быть доведено до конца.
Ø Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что педагог сам несерьезно относится к своему требованию.
Ø 2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.
Ø Дать инструкцию - это значит заинтересовать ребенка в получении результата, подобрать и обозначить средства, при помощи которых будет совершаться деятельность, выявить необходимую совокупность операций, позволяющих достичь цели[4].
Ø Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция – гарантия успеха.
Ø 3. Требование должно предъявляться в этичной форме.
Ø Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.
Ø Общение с воспитанником можно начать с речевых формул: Сделай, пожалуйста; будь добр.
Ø 4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.
Ø Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.
Ø Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.
Ø 5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают воспитаннику вникнуть в суть того, что от него хотят.
Ø 6. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.
Ø Нельзя к ребенку раннего возраста предъявлять требования, которые он не в силах понять и выполнить.
Ø
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
Итак, сегодня воспитание понимают, как:
• передачу социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления[5].
В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рожков М.И., М Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Владос. 2004. – 382с.
2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. – 336с.
3. Выготский Л.С., Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. / Л.С. Выготский // М.: 1983. — 145 с.
4. Пискунов А.И., Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов // М.: 1971. — 159 с
5. Макаренко А.С. Сочинения. / А.С. Макаренко // М.: Академия педагогических наук РСФСР; Издание 2-е, 1959 — 351 с.