Региональный коллектор

Вторым фактором выступала своеобразная «зацикленность» системы снабжения регионального ТЭКа нефтью и газом на Беларусь. Именно сюда напрямую были подведены трубопроводы из России, а уже из Беларуси они были протянуты в Литву и Калининградскую область.

Несколько усложнял эту стройную картину построенный незадолго до развала СССР единственный на Балтике экспортный нефтяной морской порт в Вентспилсе. Однако и к нему тоже был подведен дополнительный трубопровод от расположенного в северной части Беларуси Новополоцкого НПЗ. На территории Латвии собственных крупных объектов ТЭКа не было. Возможно, за исключением самых крупных в этом регионе подземных хранилищ газа, рассчитанных на потребности Вооруженных Сил,

Таким образом Беларусь до сих пор является своего рода центром коллектора по которому прибывающее из России топливо распределяется между государствами региона, обладает наиболее важным в масштабе региона Топливно - Энергетическим Комплексом, от стабильного функционирования которого зависит нормальная работа народного хозяйства всех стран региона. В политическом плане это дает Беларуси исключительно устойчивые позиции во взаимоотношениях со своими северными соседями.

Без транзита

Третьей особенностью белорусского ТЭКа можно считать его почти исключительно перерабатывающую специализацию. Через Беларусь проходят незначительные по пропускной мощности транзитные трубопроводы из России в страны Западной и Восточной Европы. В общем объеме экспортируемой Россией в страны Дальнего Зарубежья нефти транзит через Беларусь составляет всего около двух процентов (таблица 1).

Таблица 1

География российского валютного экспорта нефти в 1995 году
пункты отгрузки нефти страна Доля в процентах от общего экспорта Координаторы экспортных нефтепроводов
1. Новороссийск (морской нефтеналивной терминал) <!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->   ГП «Роснефть», Восточно -Нефтяная Кампания ЛУКойл
2. Туапсе (морской нефтеналивной терминал) <!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->   СИДАНКО
3. Вентспилс, (морской нефтетерминал) Латвия   ГП «Роснефть»
4. Одесса, (морской нефтеналивной терминал) Украина 4,5 ЮКОС
5. Адамова застава, (пункт сдачи на магистральном нефтепроводе) Польша   СИДАНКО (только в Польшу), Сургутнефтегаз (в Восточную Германию)
  6. Будковце, (пункт сдачи на магистральном нефтепроводе) Словакия   «Славнефть» (в Словакию), «ЛУКойл» (в Чехию)
  7. Фенешлитк, (пункт сдачи на магистральном нефтепроводе) Венгрия   ЮКОС (в Венгрию)  
  8. Мыс Хальфо, (морской нефтеналивной терминал) о. Сахалин 0,5 АО «Сахалинморнефтегаз»
  Источник: «Коммерсант - Дейли» 14.07.1995
         

 

Трансконтинентальные трубопроводы в Западную Европу проложены в основном через северную Украину к городу Чоп в Закарпатье, где далее веером расходятся в разные страны. Беларусь за пределы своего региона продукцию нефтепереработки отправляет по двум основным каналам: от Мозырского НПЗ через украинские магистральные трубопроводы в Словакию и через порт Вентспилса морем. Кроме того, существует техническая возможность использования для экспорта уходящего в Польшу устаревшего трубопровода «Дружба» и небольшого «военного» нефтепровода, проложенного до Гданьска.

Можно сделать вывод, что снабжение Беларуси российским топливом зависит почти исключительно от характера двусторонних белорусско—российских взаимоотношений, от заинтересованности России в существовании крупной промышленности в регионе на север от Полесья. За естественным стремлением Беларуси сохранить свою промышленность и влияние в регионе до самого последнего времени не стояли глубинные интересы крупных западных государств и Запада вообще.

Наконец, нельзя забывать, что белорусский ТЭК обслуживает весьма специфичную по своей структуре промышленность Беларуси. На этом моменте стоит остановиться подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: