Газовая атака на Европу

 

Прежде всего речь идет о строительстве двух новых магистральных трубопроводов от полуострова Ямал через Беларусь и Польшу в Германию. Из шести обсуждавшихся начале 90-х годов вариантов доставки ямальского газа на Запад Беларусь была выбрана не сразу, а после сложной закулисной борьбы.

Предполагается, что благодаря этой трубопроводной линии Германия будет получать дополнительно 50 миллиардов российского газа в год. Газопроводы уже строятся. На территории Беларуси необходимо построить сравнительно небольшой участок: примерно 200 км от города Несвижа, где уже имеются необходимые ответвления, к границе с Польшей в районе Беловежской пущи. Строительство должно быть завершено в 1997 году. Стоимость всего проекта Ямал—Запад оценивается примерно в 50 миллиардов долларов и финансируется в конечном счете за счет Европейского Союза.

Тем самым доля российского газа в общем объеме поступающего в крупнейшую страну Европейского Союза природного газа поднимется с 28 процентов едва ли не до 40. Часть газа будет направлено от белорусско—польской границы по территории Польши в Словакию, откуда по новым и уже существующим трубопроводам он будет распределяться по другим восточноевропейким государствам. Сами Польша и Беларусь увеличат потребление газа примерно в два раза.

Для Беларуси проведение ямальских газопроводов влечет за собою едва ли не коренное изменение ее геополитического значения:

- РБ по-прежнему, несмотря на вероятное завершение в 1997 - 2003 годах в окружающих странах строительства морских терминалов, будет принимать основной поток поступаемого в регион топлива и влиять на его распределение;

- складываются предпосылки к новому рывку белорусской химической промышленности и энергетики, что может позволить Беларуси сохранить за своим ТЭКом ведущее значение в регионе между Балтикой и Полесьем;

- РБ приобретает серьезное значение на уровне отношений между Европейским Союзом и Россией, в частности, ЕС и Россия становятся крайне заинтересованными в политической стабильности на территории Беларуси и в ее невовлечении во внешние конфликты;

- падает геополитическое значение Украины, через которую ныне осуществляется основной объем экспорта в страны центральной и Западной Европы российских нефти и природного газа;

- территория Беларуси приобретает дополнительную привлекательность для реализации крупных трансъевропейских коммуникационных проектов (прежде всего крупнейшего в Европе транспортного коридора «Восток—Запад», информационных магистралей, системы сверхдальней передачи электроэнергии) и крупных инвестиционных проектов вообще.

В конечном счете, благодаря проекту Ямал—Германия, проекту транспортного коридора «Восток—Запад» и всему комплексу связанных с ними региональных изменений Беларусь имеет шансы приобрести геополитическую устойчивость по крайней мере на период сегодняшней политической нестабильности в России.

К тому же, согласно решениям Конференции глав государств ЕС на о. Корфу летом 1994 года Европейский Союз заинтересован не только в этом проекте. Речь идет о готовности, в случае его удачной реализации пойти на строительство второй очереди газопроводов из России в Европу через Беларусь, способной доставлять на Запад свыше 300 млрд. кубометров газа в год. Наконец, проект «Ямал—Запад». У РБ также развязываются руки для активных действий на внешних рынках в интересах своей экспортной промышленности.

Что касается белорусско - российских взаимоотношений, то благодаря газовому проекту внешнеполитические интересы РБ оказываются напрямую связаны с интересами Запада в России и с интересами как минимум газового лобби великой восточноевропейской страны.

Первая ТНК?

 

Другим важным направлением белорусско—российских отношений в области ТЭКа можно назвать создание и деятельность российско - белорусской нефтяной кампании «Славнефть». Это единственная в России совместная «вертикальная» нефтяная кампания. Она была создана в 1994 году. Ее основным добывающим подразделением выступает АО «Мегионнефтегаз», а базовыми перерабатывающими предприятиями - Мозырский и Ярославский НПЗ (около 12 млн. тонн нефти в год). После проведенной в течение 1995 года реформы российского ТЭКа «Славнефть» заняла девятое место среди российских кампаний по нефтедобыче.

Сама «Славнефть» построена таким образом, что Беларусь не обладает контрольным пакетом ее акций, однако по уставу этой кампании РБ может заблокировать принятие стратегических решений, если они затрагивают ее государственные интересы. Кроме того, на сегодняшний день «Славнефть» основным НПЗ «Славнефти» выступает Мозырьский завод, продукция которого в значительной мере направляется на экспорт в страны Центральной Европы.

Благодаря Мозырю и своему «совместному» статусу «Славнефть» обладает непосредственным выходом на рынки центральноевропейских государств и возможностью привлечения к своей деятельности когда-то мощных подразделений белорусских нефтяников и газовиков, работавших на Севере вахтовым методом.

Основание «Славнефти» имело главной целью стабильное удовлетворение потребностей Беларуси в российском топливе в условиях, когда в Российском ТЭКе проводятся различные рыночные преобразования. В этом смысле кампания политически неприкасаема, пока у Беларуси и России близкие отношения.

Важнейшая же выгода «Славнефти» от совместного статуса—это, вероятно, потенциальная возможность пользоваться для участия в крупных проектах внешнеполитическим потенциалом белорусского государства. Особенно это важно во взаимоотношениях «Славнефти» с российским правительством и правительствами некоторых европейских стран—потребителей либо белорусской нефтепродукции либо белорусского нефтяного реэкспорта (Словакии, например).

В некотором смысле «Славнефть»—это приемлемая для России форма участия Беларуси в эксплуатации нефтяных ресурсов Москвы. По своему политическому и технологическому потенциалу эта кампания приспособлена не только для удовлетворения сырьевых потребностей Беларуси, но и для крупных проектов в российском ТЭКе, в реализации которых заинтересована Беларусь. Не исключено, что в будущем «Славнефть» может эволюционировать в ТНК с Беларусью в качестве страны базирования.

Похоже, что само создание этой корпорации изначально было связано, помимо всего прочего, с азиатскими проектами Беларуси и России. На эту мысль наводит, например, синхронизация времени становления этой кампании с активизацией российской (и белорусской) внешнеполитической деятельности в Китае и странах АТР вообще.

Как известно сближение Китая и России особенно активизировалось в последние три—четыре года, уже зашло весьма далеко и только недавняя болезнь российского Президента сорвала его официальный визит в Пекин.

Примерная программа этого визита российскими СМИ была широко освещена. Речь идет о комплексе политических соглашений, а в области экономики, в числе прочего—о проектах проведения в Китай трех трубопроводов от еще неразработанных месторождений нефти и газа на территории бывшего СССР: Туркмения—Китай—Желтое море, Эвенкия—Монголия—Китай, Якутия—Китай (Южная Корея).

Безусловно, говорить о перспективах долговременного российско—китайского диалога в условиях политической нестабильности в Москве сложно. Но можно утверждать, что тенденция к такому сближению весьма серьезна. И «Славнефть» оказалась на едва ли не самом что ни есть острие этого сближения двух азиатских гигантов в области ТЭКа.

На Пекин!

Вскоре после своего основания эта кампания включилась в объявленный российским правительством тендер на разработку нефтяных месторождений Эвенкии. На тендер выставлены семь участков, из которых четыре содержат в себе свыше 80 процентов разведанных запасов эвенкийской нефти.

На них претендует несколько кампаний, но более всего—свыше половины всех запасов—желает получить «Славнефть» (см. таблицу 2). Причем по общему объему этих запасов объекты претензий российско—белорусской кампании примерно в два раза превосходят запасы региона Каспийского моря (до 600 - 700 млн. т) вокруг которых ведется вот уже несколько лет столь ожесточенная политическая борьба.

Таблица 2

Перспективные нефтяные месторождения, закрепленные за российскими НК
Компания Претендует на неразработанные разведанные запасы месторождения восточнее р. Обь Административная единица РФ нефти (млн. т)
ЮКОС   Приобское месторождение Ханты - Мансийский АО  
ВСНК (вместе с ВНК)   Юрубченский блок Эвенкийский АО 702,7
ВНК (вместе с ВСНК)     Юрубченский блок Эвенкийский АО 702,7
ВНК (вместе со «Славнефтью») Терско - Камовский Эвенкийский АО 655,7
«Славнефть»   Куюмбинский блок Эвенкийский АО 946,8
«Славнефть» (вместе с ВНК) Терско - Камовский блок Эвенкийский АО 655,7
«Лукойл», «ЮКОС», «КомиТЭК», Консорциум западных кампаний Тимано - Печера Ненецкий АО  

 

В случае удачного исхода борьбы за эвенкийский тендер «Славнефть» имеет шансы переместиться в первую пятерку российских кампаний по разведанным запасам топлива. Далее стоит ожидать сложной дипломатической игры по привлечению иностранных инвестиций в разработку этих месторождений и строительство трубопроводов в Китай, создания инфраструктуры для деятельности в Китае и других странах АТР.

В целом же РБ через «Славнефть» оказалась своеобразным способом подключена к одному из ключевых для Китая и России проектов в области ТЭКа. И это причастие к большой политике вполне можно рассматривать как одну из важных предпосылок к выходу экспортной белорусской промышленности на рынок наиболее населенной страны мира. Правда, при условии сохранения между Минском и Москвой близких отношений.

Обходят с севера

Несколько менее важным в перспективе, но более значимым исходя из потребностей Беларуси сегодняшнего дня, является для РБ ситуация с российскими проектами освоения Приобского и Тимано—Печерского нефтяных месторождений.

Тендер на освоение расположенного в Ханты—Мансийском Автономном Округе РФ Приобского месторождения в сентябре 1995 года выиграла вторая по объему добычи российская нефтяная кампания ЮКОС. К освоению этого месторождения планируется широкое привлечение американской корпорации «АМОКО» и ряда других известных западных нефтяных кампаний. Выразили желание поддержать этот проект Европейский Банк Реконструкции и Развития и Международный Банк Реконструкции и Развития.

Значительную часть добытой нефти планируется транспортировать в Европу. Однако пока окончательно не определены направления трубопроводов или места строительства морских нефтетерминалов. Скорее всего будет избран какой-то вариант прохождения трубопроводов севернее Украины. Либо через Беларусь подобно ямальским газопроводам, либо—к порту Вентспилса или к специально построенным экспортным нефтетерминалам в восточной части Балтийского моря.

В пользу Балтийского направления для приобской нефти свидетельствуют уже объявленные планы транспортировки нефти из другого пока не освоенного месторождения, на участие в освоении которого также претендует «АМОКО»—Тимано—Печерского. Проект по Тимано - Печере тоже упирается в непринятый Закон о разделе продукции.

Объявленные модели транспортировки печерской нефти предусматривают, в частности, строительство трубопроводов к Петербургу (мощностью строительство порта Приморск на 45 млн. т нефти в год) и порту Пори в Южной Финляндии. Печерская трубопроводная сеть могла бы быть логично использована и для доставки в Европу значительной части приобского сырья.

Отразим северный обход ростом производства в Новополоцке!

Интересам Беларуси вряд ли отвечает создание Балтийской Трубопроводной Системы (БТС), которая обогнет РБ с северо—востока. Наиболее предпочтительным вариантом для Минска могло бы стать, конечно, белорусское направление магистральных трубопроводов. В крайнем случае, -- через Вентспилс. Или уж в самом худшем случае—пусть бы был реализован западный проект постройки огромного нефтетерминала на Баренцовом море. Тогда в регионе Беларуси никто притока в Европу северной нефти не заметит и почетное место Беларуси останется за нею.

Если же этого не произойдет, то, можно предполагать, Беларусь будет просто заинтересована в сохранении за Вентспилсом статуса ведущего морского порта Балтики. Тогда Минск мог бы несколько компенсировать издержки от БТС по другим направлениям:

- сохранить за своей транспортной сетью значение ведущего коммуникационного центра региона;

- увеличить долю белорусов в населении Латвии за счет миграции рабочей силы в растущий новый торговый центр;

- непосредственным участием в реконструкции и акционировании латвийских портов терминалов (Латвией уже предложены Беларуси для этого Вентспилс и Рига).

Вентспилсский, как и любой балтийский вариант прохождения транзита северной нефти в Европу, требует от РБ ускорить модернизацию производства на Новополоцком НПЗ с тем, чтобы увеличить транзит через Вентспилс на Запад готовых нефтепродуктов. Если Беларусь сумеет привлечь в Новополоцкий НПЗ и в свою нефтепереработку вблизи границ с Латвией иностранный капитал, тогда можно рассчитывать, что в этом регионе не возникнет крупных конкурентных Беларуси НПЗ и ущерб ее геополитическому положению от БТС будет в определенной мере компенсирован ростом доходов от переработки северной нефти.

Наконец, отметим, что в случае становления Балтийской трубопроводной системы Новополоцкий и Мозырский НПЗ будут еще более жестко интегрированы в совершенно разные трубопроводные системы и региональные силовые поля. Мозырь и сегодня весьма втянут в сферу влияния украинского ТЭКа. Через Украину он получает сырье и через Украину экспортирует свой конечный продукт. В случае же становления БТС Мозырский НПЗ еще более прочно переместится на периферию топливных интересов Беларуси.

А потому Беларусь не может последовательно пойти путем создания национальной нефтяной кампании по типу «Татнефти» в составе своих НПЗ и вспомогательных структур. И если каким-то чудом магистральные трубопроводы с севера не будут проведены все-таки через РБ, то, стоит предполагать, что такой кампании не возникнет. А белорусская политика в области ТЭКа будет по-прежнему четко распадаться на три направления: Ямальские газопроводы, Мозырь с проблемами «Славнефти» и Новополоцк с проблемами Вентспилса.

<!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->

<!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->

<!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->

 

2. Бремя стабильности

Система транспортных коммуникаций в системе политических координат Беларуси

Вряд ли какой-то элемент экономики влияет на внешнюю политику Беларуси больше, чем ее транспортная система. В некотором смысле эволюция именно системы коммуникаций на территории сегодняшней РБ как минимум дважды за последние сто лет вызывала мощные трансформации в белорусском обществе.

«Железные» родители «крестьянских» наций

В конце XIX века железнодорожное строительство вызвало целую социально - этническую революцию. В 80-х годах прошлого столетия через Беларусь были проложены, говоря сегодняшними терминами, первые трансевропейские железные дороги. Эти магистрали жестко привязали Беларусь к России широкой колею, которая была установлена российским правительством сознательно, для уменьшения соблазна со стороны какой-либо западноевропейской страны вести захватнические войны против Москвы. Имелась ввиду в основном Германия.

Кроме того, введением своего стандарта Москва резко ограничивала потенциал сепаратизма ее европейских окраин. Слишком дорога перестановка всех своих железных дорог для небогатых восточноевропейских стран. Железнодорожное строительство в конце XIX века также привело к практически полному изменению экономического районирования Беларуси. Зачастую железные дороги прошли не так, как проходили традиционные сухопутные и водные коммуникационные линии. Старые экономические центры быстро уступили свое значение тем населенным пунктам, которые выросли в местах пересечения железнодорожных магистралей. Слуцк, Несвиж, Новогрудок, Быхов, Ружаны уступили место Барановичам, Молодечно, Орше, Бресту, Бобруйску.

Железнодорожное строительство взломало устоявшуюся социальную структуру белорусского общества. До железных дорог 60 -- 80 процентов населения белорусских городов и местечек составляли евреи, еще 10-15 процентов - поляки, или точнее местные католики, которые по самоидентификации были поляками.

Железнодорожное строительство потребовало сотен тысяч рабочих, которые затем осели в железнодорожных узлах в качестве обслуги железных дорог и подвижного состава. С этого момента там, где были дороги, крестьяне получили собственную социальную нишу в городах Беларуси и составили заметные этнические общины горожан. Именно эволюция этих общин в значительной мере и дала, с точки зрения социологии, почву появления в XX веке на западе России нескольких «крестьянских» наций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: