Структурирование консультативного процесса

 

Психологическая помощь - это широкое понятие, которое может интегрировать в себе различные виды деятельности:интервьюирование, консультирование, психотерапию.

Интервьюирование определяется как метод сбора информации, и им пользуются при сборе информации в различных учреждениях, благотворительных организациях, в бюро по найму, на бирже труда, в центрах повышения квалификации.

Консультирование есть более глубокий процесс, касающийся оказания помощи психически нормальным людям для достижения ими целей, для более эффективного функционирования.

Психотерапия - это долговременный процесс, занимающийся реконструкцией личности и характеризующийся большими переменами в структуре личности, а, следовательно, и в его жизнедеятельности. Хотя здесь приведены определения, но на практике четкое разграничение этих понятий вряд ли возможно.

 

Некоторые психологи предпочитают использовать пятишаговую модель интервью в качестве структуры консультирования. Пятишаговая модель интервью состоит из следующих пяти стадий.

Первая стадия – структурирование, достижение взаимопонимания. Ее маркируют как «Привет!».

На первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут, психолог структурирует ситуацию, определяя, что предполагает ситуация его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. Психолог устанавливает контакт, раппорт с клиентом учитывая его индивидуальные и культурные особенности.

Клиенту на этой стадии интервью необходим психологический комфорт, он решает задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто понимание и доверие между психологом и клиентом, что может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают внимательно, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации. Психолог ищет ответы на вопросы: Зачем клиент пришел? Как он сам видит, в чем его проблема? Каковы его возможности в решении этой проблемы? Основной целью этой стадии является выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Эту стадию интервью маркируют как «В чем проблема?»

Сбор информации – процесс структурированный. Во всем многообразии представленной информации необходимо выделить: 1) наличие общей картины, внутри которой определяются темы; 2) в рамках каждой отдельной темы важны не столько интерпретации клиента, сколько факты; 3) следует обратить внимание на эмоциональное отношение клиента к перечисленным фактам; 4) не менее значимыми являются особенности суждений клиента относительно причин, породивших его проблему; 5) необходимо определить, что клиент предпринимал в качестве действий, поведения для решения своей проблемы. Такого рода сведений обычно бывает достаточно для точного выделения проблемы клиента. На материале представленной информации психолог уясняет потенциальные возможности клиента в решении проблемы. После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить как желаемый результат. «Чего вы хотите добиться?» - маркировка этой стадии интервью.

 

 

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, чего он хочет достичь. Обсуждаются также вопросы о том, как клиент узнает, что результат достигнут, зачем ему нужен этот результат, что произойдет после того, как желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты предпочитают начинать именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то можно дать рекомендации или провести консультацию по целеполаганию без прояснения проблемы.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии – «Что можно сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. На этой стадии уместно задавать вопросы типа: «Что вы уже предпринимали для решения проблемы?», «Что еще можно сделать по этому поводу?» «Как вы собираетесь это делать (достигать поставленной цели)?». Поиск альтернатив необходим с целью избежания ригидности поведения, появляется возможность выбора среди альтернатив, уточняются средства и способы достижения намеченных целей, осуществляется выбор наиболее оптимальных путей и способов решения задач. Эта стадия предполагает творческий процесс. Психолог исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть продолжительным по времени.

Психолог должен учитывать индивидуальные и культурные отличия клиента. То, что является верным решением с точки зрения психолога может быть неверным для клиента. Следует учесть и тот факт, что для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия интервью предполагает обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа – «Вы будете делать это?». Результатом консультирования может стать изменение мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни вне «лабораторной» ситуаций. Из практики консультирования известно, что некоторые клиенты ничего не делают для изменения. Активная жизненная позиция клиента во многом зависит от того, насколько были учтены индивидуальные и культурные особенности клиента.

А. Е. и М. Б. Айви предлагают пятишаговую универсальную модель построения консультативного интервью, которая может быть модифицирована в зависимости от конкретных целей и задач психологического воздействия, от специфики межличностного процесса, индивидуально-психологических особенностей консультируемого и консультанта, а, в случае, когда консультируемым является психически или соматически больной, также и от его нозологической принадлежности.

Первый этап установление психологического контакта с клиентом, авторы называют этот этап «взаимопонимание/структурирование». Основной задачей консультанта на этом этапе является формирование психологически комфортной доверительной атмосферы межличностного взаимодействия, располагающей к сотрудничеству и интимности. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания.

Второй этап консультирования, названный авторами «выделение проблемы», заключается в первичном сборе информации, касающейся всей возможной психологической проблематики клиента. У каждого человека, как правило, существуют одновременно несколько самых разнообразных психологических трудностей, конфликтов и проблем, требующих разрешения. ретий этап консультирования, обозначаемый А. Е. и М. Б. Айви как «определение желаемого результата», требует исследования психологического мира клиента, его доминирующих психологических свойств, сильных и слабых сторон его личности, ценностей и жизненных целей. Понимание психологической уникальности клиента, его индивидуально-неповторимого своеобразия позволяет определить психологические ориентиры клиента, тот идеал, к которому он более или менее осознанно стремится. Четвертый этап психологического консультирования определяется авторами как «выработка альтернативных решений». На этом этапе происходит формирование диапазона всевозможных решений актуальной психологической проблемы клиента, включая и те варианты, которые не представляются клиенту в данный момент предпочтительными. Последний, пятый этап психологического консультирования, называемый А. Е. и М. Б. Айви «обобщение», заключается в переходе от обучения к действию, от приобретения и ассимиляции в собственную структуру необходимых знаний к реальному действию по изменению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: