Позиции консультанта в процессе консультирования

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единственным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник – оказывает помощь консультируемому в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.

3. Консультант-эксперт – показывает консультируемому возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Естественно, что позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, напомним, что существует еще одна, достаточно известная классификация подходов психолога-консультанта: директивный подход, недирективный подход, промежуточный.

Г.С. Абрамова описывает позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального консультирования сходным образом, выделяя:

1. Взаимодействие на равных.

2. Взаимодействие с позиции «сверху».

3. Взаимодействие с позиции «снизу».

Учитывая специфику работы начинающего психолога в государственных организациях и характерные особенности общения сотрудников между собой, только первая из этих позиций может использоваться консультантом в любой ситуации, вторая же и третья требуют от психолога достаточного профессионального опыта, определенных навыков, наработанных непосредственно в консультативной практике.

Конечно практический психолог всегда стремится реализовать авторскую позицию в своей профессии. Поэтому и свою консультативную работу, будет проводить по-своему. Индивидуализация психологических технологий в практической работе, как бы «примерка» их на себя, определяет успешность психолога в профессии.

Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретических ориентаций контакт "консультант — клиент":

  • или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);
  • или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);
  • или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: