Принцип равенства граждан перед законом и судом и особый порядок привлечения к ответственности судей

Конституция РФ

 

Статья 19

 

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

ФЗ о судебной системе РФ

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

 

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц.

Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства:

- все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе;

- каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами;

- лишь в этих случаях и никаких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан.

Конкретные проявления начала неприкосновенности судьи, исключения в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях и дисциплинарного производства в отношении судьи закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии с ним решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть принято только квалифицированной коллегией судей.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

- в отношении судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа, федерального арбитражного суда, окружного военного суда – судебной коллегии в составе 3 судей ВС РФ по представлению Генпрокурора РФ;

-в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе 3 судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа по представлению Генпрокурора РФ.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генпрокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегией судей. Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого.

Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Квалификационного суда РФ – только с согласия Конституционного суда РФ.

 

Вопрос № 40. Общая характеристика законодательных и правовых источников уч-ого курса ПО.

Зак-ые и иные правовые акты – это действующие НА высших закон-ых, исп-ых и суд-ых органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие пор-к создания, организации, построения и деят-сти ПО. Предметный признак, характеризующий НА – закрепление положений, определяющих построение ПО и организацию их деят-сти. Это относится и к каждому ПО в отдельности. НА должен иметь не ограниченное время действие и распространяться на неограниченное кол-во фактов применения. Он должен действовать в пер-д времени изучения. Источником уч-ого курса мб НА гос-ого органа, представляющего одну из ветвей гос-ой власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отд-ых ПО.

По относимости регулируемых вопросов к ведению РФ или субъектов РФ НА можно подразделить на федеральные НА (акты фед-ых органов власти) и НА органов субъектов РФ.

В зависимости от принимающего НА субъекта можно выделить: акты органов зак-ой власти, акты органов исп-ой власти и акты органов суд-ой власти.

По кругу регулируемых вопросов НА мб универсальные, регулирующие организацию и деят-сть отд-ого ПО или определяющие отд-ые вопросы организации и деят-сти конкретного ПО.

В зависимости от юр-ой силы НА они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные НА.

НА об организации и деят-сти ПО в России мб классифицированы в зависимости от видов ПО и направлений их деят-сти. По этому основанию их можно подразделить на след-ие группы: общего действия; об организации и деят-сти судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре.

Выдел-ся НА:

· НА органов законод-ой власти;

· НА органов исп-ой власти;

· НА органов суд-ой власти.

НА органов зак-ой власти принимаются Гос. Думой и Советом Федерации Фед-оно Собрания РФ, а также зак-ыми органами субъектов РФ, нап-р, Гос. Думой ТО. На терр-ии РФ продолжают действовать НА и тех зак-ых органов, кот-ые сущес-ли в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России. К числу НА органов зак-ой власти относятся действующие в наст-ее время на терр-ии РФ: Конституция РФ, фкз, фз и законы РФ, основы законодательства РФ, кодексы РФ, законы РСФСР, иные НА существовавших ранее высших зак-ых органов власти, не отмененные или частично действующие на терр-ии РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ, законы субъектов РФ.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Росс-ая газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального Собрания РФ», «Сборник фкз и фз».

НА органов исп-ой власти носят подзаконный хар-р и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило. К числу НА органов исп-ой власти можно отнести:

· Указы Президента РФ

· Постановления Правительства РФ

· Совместные акты министерств и ведомств

· Ведомственные НА

Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и нек-ые НА Совета Министерств РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.

Ряд указов През-та направлен на решение организационных вопросов суд-ой с-мы: Указ През-та РФ от 07.02.2000 г. № 306 «Об обеспечении деят-сти Констит-ого Суда РФ и о предоставлении гос-ых соц-ых гарантий судьям Конст-ого Суда РФ и членам их семьи» и Указ През-та РФ от 14.09.95 г. № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Констит-ого Суда РФ». Указами През-та утвержден ряд положений, определяющих организацию работы Прокуратуры и пор-к присвоения классных чинов прокурорским работникам. През-т РФ в рамках своих полномочий решает вопросы организации органов полиции и следственных органов «силовых ведомств». Он также утверждает НА, определяющие построение и организацию отд-ых министерств и служб, в частности тех, кот-ые изучаются в этом уч-ом курсе.

Правительство РФ, осуществляя руководство подчиненными органами исп-ой власти, принимает соответствующие постановления, кот-ыми утверждаются положения об отд-ых министерствах или решаются отд-ые вопросы организации и деят-сти гос-ых органов, изучаемых в уч-ом курсе ПО.

Отд-ую группу НА органов исп-ой власти сост-ют ведомственные НА, кот-ые издаются руководителями министерств, служб, ген-ым прокурором РФ. Эти акты могут приниматься в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений и т.д. эти акты в основном направлены на решение внутриведомственных вопросов.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Бюллетень НА федер-ых органов испол-ой власти», «Бюллетень НА министерств и ведомств», «Российская законность», «Российская юстиция», «Собрание актов Президента и Правительства РФ», газета «Российские вести».

НА судебной власти регулируют отношения, связанные с реализацией суд-ой власти, кот-ые касаются прав и интересов граждан, деят-сти ПО и осуществления правосудия. Акты органов суд-ой власти – акты индивид-ого хар-ра, результат конкретного применения закона. Однако решения высших суд-ых органов могут иметь и общее значение для нижестоящих судов и др. органов.

К видам таких НА органов суд-ой власти могут быть отнесены постановления, заключения, определения Конст-ого Суда РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Вестник Конст-оно Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Российская юстиция».

Особую группу в стс-ме нормативной базы курса сост-ют общепризнанные и нормы межд-ого права и договоры, заключенные РФ, кот-ые в соот-ии со ст. 15 Конституции РФ явля-ся составной частью правовой сис-мы РФ. Кроме того, если межд-ым договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

 

Вопрос №41. Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических наук.

Накопленный объем знаний в науке, уч-ой лит-ре, практике деят-сти гос-ых органов по вопросам создания, построения ПО и организации деят-сти гос-ва по охране и защите прав граждан, юр-их лиц и общ-ва составляют основу предметы учебной дисциплины ПО.

К определению предмета уч-ой дисциплины можно выделить несколько подходов. Одни отталкиваются от организационных вопросов уг-ого процесса, связанных с организацией в гос-ве уг-ого преследования за совершение преступления. Другие опираются на построение в гос-ве суд-ой с-мы и связанные с ней в своей деят-сти органы прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих ПД. Определение предмета уч-ого курса опирается на организацию осуществления предусмотренной законом ПД. Органы гос-ва, спец-ые учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом ПД, составляют основу для выделения предметы изучения.

Содержание предмета образуют:

· сов-сть имеющихся в общ-ве знаний и инф-ии о существующих в РФ ПО и их с-ме на всей терр-ии гос-ва. Этот элемент предмета явл-ся ключевым, так как включает сущностное понятие уч-ой дисциплины и раскрывает направленность изучения материала;

· действующие НА, регулирующие организацию и деят-сть ПО составляют знач-ую часть содержания предмета;

· изучение организации и построения отд-ых ПО, их с-мы, структуры, состава и компетенции звеньев этого органа;

· вопросы кадров – пор-к назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения раб-ов ПО, продвижения их по службе, поощрения и дисциплинарная ответ-сть составляют неотъемлемую часть предмета изучения;

· ознакомление с историей становления и развития ПО в Российской империи, РСФСР, СССР, а также с НА, регулировавшими организацию и деят-сть ПО, позволяет освоить и эту часть ист-их знаний. Наряду с историей, инф-ую часть содержания предмета сост-т и нормативно-обзорные материалы о ПО и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных Европы, Азии или Америки.

ТО, предмет уч-ого курса ПО – сов-сть учебно-научной, законодательно-нормативной, ист-ой и ознакомительной инф-ии о с-ме ПО России, организации работы и построении отдел-ых ПО, ПО отд-ых зарубежных гос-в.

Формирование с-мы уч-ого курса осущ-ся по-разному. Одни излагают уч-ый материал в опр-ой последовательности глав, другие выд-т разделы и главы, в к-ых, систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить 2 части: общую и особеннную.

Уч-ый курс ПО явл-ся основной вводной обзорной юр-ой дисциплиной при подготовке юристов. Нормативно-правовая инф-ия об орган-ии и деят-сти ПО делает его общеобязательным юр-им курсом.

Более глубокое познание правового регулирования деят-сти ПО предполагается в других основных и спец-ых юр-их дисциплинах. К числу таких уч-ых курсов относятся: уг-ый процесс, гражд-ий процесс, прокурорский надзор, где изучается функциональный аспект деят-сти органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В спец-ых курсах арбитражное судопроизводство, конституционное судопроизводство, нотариат, адвокатура и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов и конст-ого суда РФ, пор-к осуществления нотариальных действий или адвокатской деят-сти. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деят-сть тех ПО, с наличием кот-ых студенты знакомятся при изучении курса ПО.

Более глубоко при этом изучается пор-к практич-ой деят-сти, её содержание, последовательность выполнения процес-ых дейс-ий спец-ыми должностными лицами в соответствии с положениями законов. Исходной базовой теоретической юр-ой дисциплиной при подготовке юристов явл-ся ТГП, где разрабатываются общие для многих отраслей права юр-ие понятия, кот-ые используются и при изучении курса ПО. Нап-р, такие понятия, как законодательство, з-н, гос-ые органы, ПД сост-т содержательную основу и учебного курса ПО.

Уч-ые курсы административное право и конституционное право также связаны с данным уч-ым курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов закон-ой и исп-ой гос-ой власти и осн-ых их ф-ий аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению инф-ии о ПО. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация и деят-сть Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.

Вопрос №42. ПО в РФ, общая характеристика, их задачи и с-ма.

В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия ПО, нет также и перечня тех органов, кот-ые относятся к правоохранительным. В юридич-ой лит-ре понятие ПО явл-ся дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или сис-мы ПО. Большинство опр-т понятие ПО через категорию ПД. Такой подход представл-ся вполне обоснованным. То есть органы, осуществляющие ПД, относятся или могут быть отнесены к правоохранительным. Понятие ПД требует допол-оно раскрытия.

Основные черты ПД:

· Назначение ПД заключ-ся в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юрид-их лиц и гос-ва и обеспечение выполнения своих обязанностей.

· Для начала ПД дб в наличии повод, в качестве кот-ого чаще всего выст-т сообщение о правонарушении либо необх-сти его предупреждения.

· ПД осущест-ся только на основании закона и в соответствии с законом, а в нек-ых случаях – исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия гос-ых органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе ПД, может само оказаться правонарушением, влекущим адм., дисц. или угол. ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок произ-ва по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отд-ых преступлений.

· ПД осущ-ся специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого опр-ыми правилами и обязан-ми. Лица, осуществл-ие ПД должны иметь юрид-ое образование.

· В ряде слуаев ПД связана с применением законных мер гос-ого принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

· Законные и обоснованные решения, принятые субъектами ПД, подлежат обязат-ому исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образ-т самост-ое правонарушение, влекущее дополнит-ую ответст-сть.

ТО, ПД – предусмотренная действующим законодательством гос-ая или санкционированная гос-ая деят-сть, осуществляемая в опред-ом процессуальном порядке специально уполномоченными на то субъектами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер гос-ого принуждения и направленная на охрану и защиту прав граждан, юр-их лиц и гос-ва и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

Виды ПД:

· Конституц-ый контроль;

· Осуществление правосудия;

· Прокурорский надзор и защита гос-ых интересов в суде;

· Расследование преступлений;

· Выявление и раскрытие преступлений и связанные с этим оперативно-розыскная деят-сть, охранная деят-сть и предупреждение преступлений и иных правонарушений;

· Обеспечение исполнения суд-ых решений;

· Оказание квалифицированной юр-ой помощи и юр-их услуг по защите и обеспечению прав.

ПО могут выполнять один или несколько видов деят-сти. Так, суд-ые органы осущ-т правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деят-сть осущ-ся как органами внутр-х дел, так и органами гос-ой безопасности и нек-ыми другими органами. Органы внутр-х дел одновременно выпол-т расследование преступлений, оперативно-розыскную деят-сть, предупреждение правонарушений. ПД могут выполнять разл-ые органы гос-ва. Однако не все явл-ся правоохранительными. Для того, чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы ПД занимала значит-ое место в объеме его работы и не была побочной, эпизодической. Другой момент – некот-ые ПО выпол-т не только ПД, но и другие виды гос-ой деят-сти. Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деят-сть у них явл-ся основной и имеет спец-ый закрепленный в законе процессуальный хар-р.

ПО – спец-ые гос-ые органы, профессиональные объединения и особые физические лица, кот-ые в силу закона и имеющегося у них правового статуса должны осуществлять в опр-ом объеме ПД.

Нет единства мнений относительно круга или сис-мы ПО. Больш-во относят к ПО следующие гос-ые органы: суд, прокуратуру, органы предварительного расследования: органы внутр-х дел, органы гос-ой безопасности, таможенные органы и другие, органы юстиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: