К словесным методам обучения относятся беседа, указания, использование словесного художественного образа.
1. Беседа – проводиться в начале занятия. Цель – вызвать в памяти, ранее воспринятые образы, возбудить интерес к занятию. Беседа должна быть краткой не более 3-5 минут, но содержательной и эмоциональной. Главным образом обратить внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы – на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка.
Для уточнения представлений по теме или ознакомления с новыми приемами изображения в процессе беседы или после нее показывается нужный предмет или картина, демонстрируется новый прием работы.
Беседа как метод применяется в более старшем возрасте, в младшем – используется только в тех случаях, когда необходимо напомнить предмет или разъяснить новые приемы работы.
2.Указания сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и самостоятельно. При обучении детей мл дошк возраста чисто словесные указания применяются редко, только в том случае, если у детей имеются прочно закрепившиеся навыки и можно не сопровождать наглядный показ действием.
|
|
Указания могут быть обращены ко всей группе и к отдельным детям.
Для всех детей указания даются в начале занятия, с целью – объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Указания д.б. краткими, четкими, ясными. Для проверки можно спросить детей о последовательности и приемах выполнения работы. В мл гр следует напомнить с чего надо начинать.
После того как дети приступили к работе, воспитатель следит за деятельностью детей и дает индивидуальные указания – повторяет свое объяснение, показывает приемы работы. Форам указаний разнообразна – поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. Указания должны заставить ребенка мыслить, думать. При указании на ошибку обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Деревья падают» - неумело расположены, «Платье словно рваное» - плохо заштриховано. При этом не следует говорить, как исправить ошибку. Замечания делаются в доброжелательном тоне.
3.Использование образцов художественной литературы – способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Оно может быть использовано на занятиях по иллюстрированию и при изображении предметов после их восприятия.
Во всех группах можно начинать занятие с загадки, в которой отмечаются некоторые детали формы. С целью оживления в памяти ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки художественных произведений. Словесный образ может сопровождать показ натуры или приемов изображения.
|
|
Необходимо серьезно подойти к подбору художественных произведений. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием – цвет, форма, положение. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.
Индивидуальные указания не должны привлекать внимания всех детей. Указания для всех дается в том случае, если многие повторяют ошибку. Воспитатель предлагает прервать работу и выслушать объяснение.
44. Изобразительная деятельность детей в группах раннего возраста, своеобразие задач и методов обучения.
45. Особенности предметного рисования детей дошкольного возраста и диагностика их проявлений
46. Методика обучения предметному рисованию в младшей и средней группах детского сада.
47. Методика обучения предметному рисованию в старшей и подготовительной группах детского сада.