Развиваем речь от 1 Г. 3 мес. ДО 1 Г. 6 мес

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес.

1    
  «Путешествия по квартире»: важно, чтобы малыш со временем научился находить предмет или игрушку в квартире, ориентируясь только на вашу речевую инструкцию. Для этого надо сначала проверить, какие названия помещений в квартире и предметов мебели ребенок уже знает, затем кратко сформулировать ваше задание («Мяч на диване. Дай мне мяч»). Важно, чтобы ребенку не пришлось долго искать игрушку и много ходить при этом по квартире: в этом возрасте и зрительное внимание ребенка, и его двигательные возможности еще очень несовершенны. Малыш может упасть, споткнувшись о незамеченный край ковра по дороге к нужной игрушке, заплакать и забыть, о чем вы его просили.
2    
  Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать и называть ему отдельные картинки. Попросите его показать пальчиком изображения игрушек или животных. Хвалите его, вместе с ним повторяйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке.
3    
  Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами новое слово. Малыш еще не готов к этому. Обычно слова лучше запоминаются ребенком, когда они просты в произношении, понятны и предъявляются ему в эмоционально окрашенной обстановке. Поэтому чаще играйте с мячом («Ой! Мяч! Смотри! Вот мяч!»), катайте машину («Машина едет: би-би! Где би-би?»), укачивайте куклу («Ляля, баю-бай!»).
4    
  Целенаправленно развивайте у вашего малыша умение повторять за вами слоги и понимать обиходные слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая малыша, ласково произносите: «Вот ножка!», «Где животик? Вот животик!». При вытирании и одевании просите его вам помогать: «Дай ручку», «Дай ножку», «А где наш животик?», «Вот животик!». Ваш ласковый голос и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша. Хвалите и поощряйте каждое звукосочетание и слово, которое произносит ваш ребенок.
5    
  Чаще употребляйте слова-действия, прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Если ребенок умеет выполнять это действие по образцу, но не реагирует на просьбу, то, может быть, он просто не знает значения этого слова. Тогда попросите ребенка выполнить это действие, сопровождая вашу просьбу («Покатай». «Надень». «Подними») поясняющим жестом или помогите ему осуществить это действие.

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 1 г. 3 мес. ДО 1 г. 6 мес.

1    
  Звуковой состав первых слов вашего малыша еще очень простой, он употребляет только те звуки, которые наиболее просты в произношении (например, губные «б», «п», «м»: баба, папа, мама) или связаны с физиологическими потребностями (например, подъемом средней части спинки языка при сосании и глотании — «й», подъемом корня языка при кашле — «к», «г»). Разучивая новое слово с малышом, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотноситься у ребенка с конкретным предметом или действием («бах» — упасть, «ляля» — кукла).
2    
  Обязательно выучите вместе с ребенком слова «нет», «да», «еще». Для этого используйте наиболее знакомую и понятную для ребенка ситуацию кормления: «Хочешь еще?», «Больше не надо?». Попросите другого члена семьи предложить вам и ребенку пищу, которую он точно не захочет есть. Покажите ребенку, как надо словами выражать свое нежелание: говорите «нет» и отрицательно качайте головой. Используя аналогичный прием, научите ребенка произносить слово «да». Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не ограничивался в общении с вами только утвердительными или отрицательными движениями головы, стимулируйте его к речи, наклоняясь к нему и произнося: «Я тебя не понимаю (не слышу). Что ты говоришь?»
3    
  Когда ваш малыш уже начал говорить несколько слов, попробуйте составить их список и подумайте, в какой ситуации вам будет легче стимулировать их произнесение ребенком. Постепенно попробуйте сделать фразу ребенка более распространенной: «Ты хочешь еще кекса? Еще кекса?» Интонация вопроса и сама ситуация как бы приглашают ребенка к разговору, и ребенок, эмоционально заинтересованный в получении лакомства, может легко повторить за вами последнюю фразу. Похвалите его и наградите лакомством. Так вы постепенно приучите малыша использовать для удовлетворения своих потребностей определенное выражение (еще кекса, еще молока).
4    
  Не обращайте внимания на то, что ребенок искажает произносимые слова. Самое важное сейчас — наладить с ним словесный диалог. Любознательный малыш с удовольствием начнет использовать новое слово во всех подходящих ситуациях.
5    
  Говорите с ребенком, используя знакомые слова. Новые слова выделяйте голосом, интонацией, сопровождайте демонстрацией предметов или действий. Повторяйте специально для ребенка слова, которые вы хотите, чтобы он произнес. Хвалите его за каждую попытку сказать новое слово.

Необходимым условием развития речи ребенка является ее включение во все сферы его жизненной активности, и прежде всего в игру. Поэтому любые задания, которые вы даете ребенку, должны быть предложены ему не в директивной форме, а как интересная и занимательная игра. Только на эмоциональном подъеме ребенок сам захочет произнести новое слово или звукосочетание!

 
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВАШЕГО МАЛЫША ОТ 1 г. 6 мес. ДО 2 лет

Во второй половине второго года жизни словарный запас вашего малыша стремительно нарастает: значительно увеличивается количество слов, понятных ребенку. Качественно изменяется и речь самого ребенка. От так называемого облегченного языка, детского «жаргона», он постепенно переходит на качественно другой уровень, связанный с началом усвоения элементарных норм родного языка.
Сначала в речи ребенка преобладают предложения «телеграфного стиля», которые грамматически никак не оформлены. Однако ваш малыш уже способен чутко улавливать достаточно тонкие нюансы вашего словоупотребления и по возможности воспроизводить их в собственной речи. Например, в его словаре появляется форма инфинитива (гулять, спать в значении «хочу гулять», «хочу спать»), используемая ребенком для того, чтобы рассказать о своих действиях в данный момент. Наряду c этим ваш ребенок часто употребляет некоторые важные глаголы в форме повелительного наклонения (дай, кати, идем), используя эти слова, чтобы добиться от вас совершения определенного действия.
Родителям важно знать, что первоначально дети употребляют слова-действия изолированно и только потом, ближе к 2 годам, начинают строить с их помощью фразы.
По последним исследованиям, проведенным в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением речи Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО), в начальном детском лексиконе наблюдается зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные. Если ребенок умеет говорить не больше десяти глаголов (в качестве глаголов рассматриваются и лепетные слова «бух», «прыг»), то усвоение слово-наименований (продукты, игрушки, предметы быта) и слов-определений (качественные прилагательные) происходит медленно и все лексическое развитие малыша задерживается до момента освоения им новых глаголов.
Значение глагольной лексики для развития фразовой речи трудно переоценить. Освоив всего несколько десятков слов, ребенок примерно в возрасте 1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес. начинает строить первые двухсловные высказывания: «Аля топ», «Мама, папа бай-бай». Это типичные примеры из так называемого «доморфологического» этапа развития детской речи, когда слова в высказывании не связаны между собой морфологически, т. е. не имеют окончаний и других морфологических маркеров.
Конечно, не все двухсловные высказывания обязательно содержат в себе лепетные слова со значениями глаголов, многие из них образованы принципиально по другим моделям: «мама нет», «есё сыя» — еще сыра, «папа де?» — где папа? Закономерно возникает вопрос о том, точно ли совпадают значения слов во взрослом и детском языке. Не связан ли специфичный для детского языка способ употребления отрицательного слова «нет («мама нет» — нет мамы), наречия «много» («сина много» — много машин), некоторых вопросов («папа де?» — где папа?) с особым порядком установления грамматических связей между словами в начальном детском лексиконе?
Подобное конструирование отражает принципы универсальной грамматики (термин Д. Слобина), согласно которым отрицательное слово «нет» выступает в роли глагольного эквивалента отрицания (не находится, не растет, не умеет). Аналогично вопрос «где?» выступает здесь не в роли вопросительного слова (папа где?), а как глагол в типичной для детского языка модели «вопроса без вопросительного слова» (папа есть?).
Самый важный шаг в речевом развитии, который должен сделать ваш малыш в этом возрасте, связан с постепенным переходом от лепетных слов к собственно словам, от аморфного, понятного только маме слова-предложения к короткой двухсловной фразе, значение которой доступно другим людям. Существенно изменяется и содержание детских высказываний: от выражения эмоционального состояния или сиюминутного желания малыш переходит к наименованию объектов и различению их свойств и совершаемых действий.
На этом этапе познавательное развитие существенно опережает речевое, поэтому для активизации речи ребенка особенно актуальными становятся задания, связанные с выделением из его ближайшего окружения отдельных предметов, их свойств и способов действий с ними и игровая или бытовая стимуляция называния этих объектов и действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: