Обычное право
Обычай осуществлялся когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.
С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение.
С установлением римского мирового господства обычай стал выполнять новые задачи — именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного права.
Наряду с прежним обычаем появляется новый — судебный, и судебная практика.
В эпоху принципата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Юлиан намечает и образующие обычай признаки — давнее применение и молчаливое согласие общества. В начале домината было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы.
Закон
В древнем Риме законом являлось решение комиция — народного собрания (populus) того или иного вида. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства:
— Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.
— Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его.
— Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.
Формулировка принятых законов распадалась на три части:
— надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона.
— rogatio — содержание самого закона.
— санкция (sanctio). Последняя содержала гарантии соблюдения закона.
Со стороны этих гарантий различались:
— leges perfectae — законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным.
— minus quam perfectae – законы, боровшиеся с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самых актов.
— leges imperfectae – законы, содержащие только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями.
Эдикты магистратов
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы права.
В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу.
Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта — edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано.