Качество – это совокупность свойств товара или услуги, обуславливающих их способность удовлетворять определенные потребности.
Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Для оценки качества используется система показателей, которая включает следующие услуги:
1) обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции;
2) комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой производством и эксплуатацией;
3) единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели:
- назначения;
- надежности;
- долговечности;
- технологичности;
- эргонометрические;
- эстетические;
- стандартизации и унификации;
- патентно-правовые;
- транспортабельности;
- экологические.
Для оценки уровня качества используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы. Количественные значения показателей качества продукции определяются экспериментальным, социологическим и экспертным методами.
Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии. Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления и всех производственных условий, обеспечивающих его. Основной задачей технического контроля является обеспечения выпуска высококачественной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям. Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованного, через отдел технического контроля (ОТК).
В функции ОТК входят:
- контроль поступающих на предприятие со стороны сырья и материалов;
- контроль состояния оборудования, инструментов и технологической оснастки;
- контроль выполнения технологического процесса;
- контроль качества готовой продукции;
- предупреждение брака;
- разработка мероприятий по улучшению качества продукции.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации технического контроля, являются:
- профилактичность, т.е. организация технического контроля с целью предупреждения выпуска некачественной продукции;
- достаточная степень точности и объективности определения качества продукции и выявление брака;
- оптимальные затраты труда и средств на проведение технического контроля.
По назначению технический контроль различают входной, предварительный, промежуточный, окончательный. По месту выполнения контрольных операций различают стационарный и подвижной контроль. По степени охвата контроль может быть сплошным и выборочным.
Надежность выборочного контроля обеспечивается применением статистических методов контроля. В качестве конкретного инструмента статистического контроля чаще всего выступает диаграмма качества, с помощью которой осуществляется активный предупредительный контроль. Расчет параметров диаграммы качества осуществляется в следующей последовательности.
1 Рассчитывается средняя арифметическая величины , характеризующая фактический центр группировки контролируемых параметров:
где х – частные показатели регулируемых параметров;
m – частота повторений этих показателей.
2 Определяется среднее квадратичное отклонение (), являющееся мерой рассеивания контролируемого параметра и характеризующая собой степень точности работы оборудования:
где n – общее количество замеров.
3 При нормальном распределении размеров контролируемого параметра должна соблюдаться зависимость:
S = ,
где S – величина допускаемых отклонений контролируемого параметра.
4 Определяются контрольные графики диаграммы качества:
где n - количество штук в пробе.
5 Определяются предупредительные границы диаграммы качества:
6 На бланке диаграммы качества вверх и вниз от горизонтальной линии, соответствующей центру группирования контролируемого параметра наносятся предупредительные и контрольные границы.
7 Данные выборочных проверок наносятся на бланк и в случае нахождения их внутри контрольных границ свидетельствуют о нормальной работе оборудования, а в случае выхода за них – о возможности возникновения брака.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
1 Сущность понятия «качество продукции».
2 Оценка уровня качества продукции.
3 Показатели качества продукции.
4 Система управления качеством продукции.
5 Организация технического контроля.
6 Виды технического контроля.
7 Методы контроля качества продукции.
Темы рефератов
1 Сертификация продукции.
2 Международная стандартизация.