Организация технического контроля качества

 

Качество – это совокупность свойств товара или услуги, обуславливающих их способность удовлетворять определенные потребности.

Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Для оценки качества используется система показателей, которая включает следующие услуги:

1) обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции;

2) комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой производством и эксплуатацией;

3) единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели:

- назначения;

- надежности;

- долговечности;

- технологичности;

- эргонометрические;

- эстетические;

- стандартизации и унификации;

- патентно-правовые;

- транспортабельности;

- экологические.

Для оценки уровня качества используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы. Количественные значения показателей качества продукции определяются экспериментальным, социологическим и экспертным методами.

Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии. Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления и всех производственных условий, обеспечивающих его. Основной задачей технического контроля является обеспечения выпуска высококачественной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям. Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованного, через отдел технического контроля (ОТК).

В функции ОТК входят:

- контроль поступающих на предприятие со стороны сырья и материалов;

- контроль состояния оборудования, инструментов и технологической оснастки;

- контроль выполнения технологического процесса;

- контроль качества готовой продукции;

- предупреждение брака;

- разработка мероприятий по улучшению качества продукции.

Основными требованиями, предъявляемыми к организации технического контроля, являются:

- профилактичность, т.е. организация технического контроля с целью предупреждения выпуска некачественной продукции;

- достаточная степень точности и объективности определения качества продукции и выявление брака;

- оптимальные затраты труда и средств на проведение технического контроля.

По назначению технический контроль различают входной, предварительный, промежуточный, окончательный. По месту выполнения контрольных операций различают стационарный и подвижной контроль. По степени охвата контроль может быть сплошным и выборочным.

Надежность выборочного контроля обеспечивается применением статистических методов контроля. В качестве конкретного инструмента статистического контроля чаще всего выступает диаграмма качества, с помощью которой осуществляется активный предупредительный контроль. Расчет параметров диаграммы качества осуществляется в следующей последовательности.

1 Рассчитывается средняя арифметическая величины , характеризующая фактический центр группировки контролируемых параметров:

где х – частные показатели регулируемых параметров;

m – частота повторений этих показателей.

2 Определяется среднее квадратичное отклонение (), являющееся мерой рассеивания контролируемого параметра и характеризующая собой степень точности работы оборудования:

где n – общее количество замеров.

3 При нормальном распределении размеров контролируемого параметра должна соблюдаться зависимость:

 

S = ,

 

где S – величина допускаемых отклонений контролируемого параметра.

4 Определяются контрольные графики диаграммы качества:

где n - количество штук в пробе.

5 Определяются предупредительные границы диаграммы качества:

6 На бланке диаграммы качества вверх и вниз от горизонтальной линии, соответствующей центру группирования контролируемого параметра наносятся предупредительные и контрольные границы.

7 Данные выборочных проверок наносятся на бланк и в случае нахождения их внутри контрольных границ свидетельствуют о нормальной работе оборудования, а в случае выхода за них – о возможности возникновения брака.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

1 Сущность понятия «качество продукции».

2 Оценка уровня качества продукции.

3 Показатели качества продукции.

4 Система управления качеством продукции.

5 Организация технического контроля.

6 Виды технического контроля.

7 Методы контроля качества продукции.

Темы рефератов

1 Сертификация продукции.

2 Международная стандартизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: