Организация транспортного хозяйства

 

Главной задачей организации транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производственных процессов транспортными средствами по перемещению грузов. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутрицеховой, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия с предприятиями поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выступает в качестве связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт предназначен для перемещения грузов в цехе в ходе производственного процесса, осуществления движения сырья, материалов, деталей и узлов от склада к рабочим местам, и между рабочими местами. Структура транспортного хозяйства зависит прежде всего от таких факторов как объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и гарантии изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Для организации и планирования транспортного хозяйства предприятия, экономического обоснования выбора транспортных средств и потребности в них определяют количественные, качественные и технико-экономические показатели. К числу наиболее важных показателей относят:

- объем перевозок грузов – количество перевезенного или подлежащего перевозке груза между пунктами отправления и назначения;

- грузооборот – выполненная или подлежащая выполнению транспортная работа по перевозке грузов на определенное расстояние между пунктами отправления и назначения;

- грузопоток – количество груза, перевезенного или подлежащего перевозке в одном направлении.

Перевозки грузов бывают разовыми и маршрутными. Разовые перевозки применяются при неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства. При стабильных и устойчивых грузопотоках перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам с одинаковой интенсивностью. Маршрутизация перевозок – это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота транспортного средства при рациональном и эффективном его использовании. Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество транспортных средств, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоев транспортных средств под погрузкой и разгрузкой.

На предприятиях используют следующие типы маршрутов:

- маятниковый (односторонний и двусторонний);

- кольцевой (с нарастающим грузопотоком, с затухающим грузопотоком, с равномерным грузопотоком).

Число транспортных средств прерывного действия (автомобилей, авто- и электрокаров), необходимых для межцеховых перевозок может быть определен по одной из следующих формул.

Для маятниковых перевозок:

- при одностороннем маршруте

- при двустороннем маршруте

Для кольцевых перевозок:

- с нарастающим грузопотоком

- с затухающим грузопотоком

- с равномерным грузопотоком

где - количество транспортных средств, необходимых для организации перевозок, ед.;

- количество изделий j – го типоразмера, перевозимых в течение расчетного периода, шт.;

- масса единицы изделия j – го типоразмера, кг;

g – грузоподъемность единицы транспортного средства, кг;

- коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

- эффективный фонд времени работы единицы транспортного средства для односменного режима, ч;

- число рабочих смен в сутки;

Z – расстояние между двумя пунктами маршрута, м;

- средняя скорость движения транспортного средства, м/мин.;

- время на одну погрузочную операцию за каждый рейс, мин.;

- время на одну разгрузочную операцию за каждый рейс, мин.;

Н – номенклатура транспортируемых изделий;

- длина кольцевого маршрута, м;

- число погрузочно-разгрузочных пунктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: