Главной задачей организации транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производственных процессов транспортными средствами по перемещению грузов. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутрицеховой, межцеховой и внешний транспорт.
Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия с предприятиями поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Межцеховой транспорт выступает в качестве связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.
Внутрицеховой транспорт предназначен для перемещения грузов в цехе в ходе производственного процесса, осуществления движения сырья, материалов, деталей и узлов от склада к рабочим местам, и между рабочими местами. Структура транспортного хозяйства зависит прежде всего от таких факторов как объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и гарантии изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Для организации и планирования транспортного хозяйства предприятия, экономического обоснования выбора транспортных средств и потребности в них определяют количественные, качественные и технико-экономические показатели. К числу наиболее важных показателей относят:
- объем перевозок грузов – количество перевезенного или подлежащего перевозке груза между пунктами отправления и назначения;
- грузооборот – выполненная или подлежащая выполнению транспортная работа по перевозке грузов на определенное расстояние между пунктами отправления и назначения;
- грузопоток – количество груза, перевезенного или подлежащего перевозке в одном направлении.
Перевозки грузов бывают разовыми и маршрутными. Разовые перевозки применяются при неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства. При стабильных и устойчивых грузопотоках перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам с одинаковой интенсивностью. Маршрутизация перевозок – это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота транспортного средства при рациональном и эффективном его использовании. Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество транспортных средств, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоев транспортных средств под погрузкой и разгрузкой.
На предприятиях используют следующие типы маршрутов:
- маятниковый (односторонний и двусторонний);
- кольцевой (с нарастающим грузопотоком, с затухающим грузопотоком, с равномерным грузопотоком).
Число транспортных средств прерывного действия (автомобилей, авто- и электрокаров), необходимых для межцеховых перевозок может быть определен по одной из следующих формул.
Для маятниковых перевозок:
- при одностороннем маршруте
- при двустороннем маршруте
Для кольцевых перевозок:
- с нарастающим грузопотоком
- с затухающим грузопотоком
- с равномерным грузопотоком
где - количество транспортных средств, необходимых для организации перевозок, ед.;
- количество изделий j – го типоразмера, перевозимых в течение расчетного периода, шт.;
- масса единицы изделия j – го типоразмера, кг;
g – грузоподъемность единицы транспортного средства, кг;
- коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
- эффективный фонд времени работы единицы транспортного средства для односменного режима, ч;
- число рабочих смен в сутки;
Z – расстояние между двумя пунктами маршрута, м;
- средняя скорость движения транспортного средства, м/мин.;
- время на одну погрузочную операцию за каждый рейс, мин.;
- время на одну разгрузочную операцию за каждый рейс, мин.;
Н – номенклатура транспортируемых изделий;
- длина кольцевого маршрута, м;
- число погрузочно-разгрузочных пунктов.