Макрорегиональная типология и крупные региональные группировки

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ

Макрорегиональная типология и крупные региональные группировки. Особенности региональной экономической интеграции. Приграничное сотрудничество. Морской ре­гионализм с процессом глобализации идет параллельно региональная инте­грация. Наиболее успешно осуществляется регионализация во­круг государств лидеров, обладающих военно-политической и эко­номико-технологической мощью. Это наглядно проявляется на при­мерах Западной Европы и Восточной Азии. В странах богатого Севе­ра регионализм используется в целях завоевания новых рынков и усиления позиций в международном разделении труда. Юг исполь­зует региональные группировки для защиты от западной экспан­сии. Россия пока безуспешно использует регионализм для интегра­ции постсоветского пространства.

Макрорегиональная типология и крупные региональные группировки

Существуют военно-политические региональные группировки, пресле­дующие цели региональной безопасности, и экономические, направ­ленные на повышение конкурентоспособности и усиление позиций в мировой экономике. Особое место в международном региона­лизме занимает приграничное и трансграничное сотрудничество на уровне местных и региональных властей.

В современном мире насчитывается большое количество различ­ных международных региональных организаций. Их преобладающая часть нацелена на развитие экономики стран-участниц и повышение их конкурентоспособности. К крупнейшим международным регио­нальным группировкам относятся военно-политический блок НАТО, Европейский Союз (ЕС) и Североамериканская зона свободной тор­говли (НАФТА), на которые приходится почти 40% мирового ВВП. Созданы организации Азиатско-Тихоокеанского экономического со­трудничества (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и многие другие региональные объединения. В структуре мирового экспорта среди региональных группировок лидируют ЕС и немного отстающая ор­ганизация АТЭС.

Экономические региональные группировки объединяют рынки товаров и услуг, капиталов, труда, технологий, стремящиеся унифици­ровать налоговый, таможенный и инвестиционный режимы. Уско­рение оборачиваемости товаров, капитала и информации между странами участницами повышает их экономическую эффектив­ность и конкурентоспособность в международном разделении труда. В условиях глобализации получили широкое распространение регио­нальные экономические группировки, создающие зоны свободной торговли, таможенные, валютные и другие союзы.

Крупнейшие региональные группировки сосредоточены в Евра­зии. Здесь впервые в истории человечества произошла встреча науч­но-технической мысли и капитала, породившая капитализм в Европе. В современной Евразии расположены два из трех мировых центров экономического и технологического развития в Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Евразии живет 75% населения планеты, производится свыше 60% мирового ВНП и сосредоточено 80% мировых энергетических запасов. Контроль над Евразией яв­ляется ключевой проблемой в большинстве классических геополи­тических теорий и концепций.

Универсальной модели регионализма нет, об этом свидетельствуют формирующиеся мировые полюса экономического и технологиче­ского развития. Условно можно выделить четыре типа макрорегиона­лизма: атлантический (западный), европейский, американский и ази­атский (восточный).

Атлантический регионализм. Этот тип регионализма представлен крупнейшим в мире военно-политическим блоком НАТО и други­ми крупными международными объединения, созданными преиму­щественно по инициативе Запада.

НАТО (Организация Североатлантического договора) — военно­политический блок, созданный 4 апреля 1949 г. по инициативе США представителями 12 государств. Блок явился продуктом про­тивостояния США и СССР. Членами блока являются США, Кана­да, большинство государств Западной Европы и Турция — всего 26 государств, в том числе бывшие члены Варшавского договора и республики СССР. В 1966 г. из военной организации вышла Франция, но вернулась в 2008 г. Высший орган — сессия совета НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе.

Блок объединяет страны трех континентов, расположенных по раз­ные стороны Атлантического океана; он призван обеспечивать безо­пасность стран-участниц. За последние годы в результате включения организации в борьбу с мировым терроризмом зона ответственно­сти НАТО расширилась.

Общая численность вооруженных сил европейских стран — чле­нов альянса превосходит 2 млн чел. Однако реформирование севе­роатлантического блока (Пражский саммит 2002 г.) пошло по пути создания немногочисленных элитарных частей Сил быстрого реаги­рования (21 тыс. военнослужащих). Этого оказалось недостаточным для выполнения миротворческих операций на Балканах, Афгани­стане и Ираке. Новые члены НАТО из бывших стран народной демо­кратии с армиями вчерашнего дня в основном рассчитывали на бла­готворительность со стороны руководства альянса, но последний оказался неспособным выступить в качестве спонсора «потребите­лей безопасности».

Также трансатлантической является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входят 52 страны из Северной Америки, Европы и Азии. Организация создана в 1995 г. на основе преобразования Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководители европей­ских государств, а также США и Канады подписали заключительный акт Совещания, определяющие принципы поведения государств на континенте.

Заключительный акт был призван разрядить обстановку «холод­ной войны» и определить принципы отношений европейских стран, относящихся к разным политическим системам. Новый период в дея­тельности ОБСЕ начался с принятия в 1995 г. Парижской хартии для новой Европы, определившей принципы углубления сотрудни­чества на континенте в новых геополитических реалиях.

НАТО и ОБСЕ возникли в условиях биполярного мира и были направлены на обеспечение европейской безопасности, гарантом которой со стороны Запада выступали Соединенные Штаты.

Европейский регионализм. Родиной мирового регионализма яв­ляется Европа. В Европе сформировалась самая эффективная ре­гиональная группировка, преследующая цели не только экономи­ческой, но и политической интеграции в границах преимущественно западноевропейской цивилизации. Успешный опыт Европы под­талкивает развитие регионализма во всех частях мира. Европейский Союз (ЕС) — мировой полюс экономической мощи (наряду с США и АТР). Международная организация, создавшая торговый, тамо­женный, экономический и валютный союз Объединенной Европы. ЕС является интеграционным объединением в области внешней политики, правосудия, внутренних дел и европейской безопасно­сти. Процесс европейской экономической интеграции основыва­ется на четырех свободах. Это свобода передвижения товаров, ус­луг, капиталов и рабочей силы. Европа через общий рынок идет к политическому объединению.

Американский регионализм. Центральным звеном американского регионализма являются Соединенные Штаты. В его основе, как от­мечалось выше, преодоление географической периферийности по от­ношению к Старому Свету, ставшие возможным благодаря пред­принимательской активности и высокой восприимчивости к ново­введениям. В результате американский народ совершил подвиг, пре­вратив Дикий Запад в мировой полюс высоких технологий.

На территории Северной и Южной Америки сегодня действует множество региональных организаций. Наиболее крупной из них является

Организация американских государств (ОАГ), учрежденная в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе. Основная цель — поддержание мира и безопасности в регионе, предотвраще­ние и мирное урегулирование конфликтов в регионе, содействие соци­альному, культурному и экономическому развитию 35 стран-участниц. Постоянный совет ОАГ находится в Вашингтоне.

Вторая по экономической и политической значимости органи­зация — Североамериканская ассоциация свободной торговли, НАФТА (Noth American Free Trade Agreement, NAFTA) является экономиче­ским сообществом Северной Америки. В его основе лежит подпи­санное в 1988 г. между США и Канадой Соглашение о зоне сво­бодной торговли. В 1992 г. к соглашению присоединилась Мексика и оно получило название Североамериканской ассоциации свободной торговли. Главной задачей НАФТА является не только ликвидация таможенных барьеров, а создание единого континентального рынка и свободы продвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создание НАФТА в решающей мере было обусловлено геополити­ческими изменениями в Европе и начавшимися процессами рас­ширения ЕС. Страны Ассоциации экономически заинтересованы в углублении регионального экономического сотрудничества. Из- за возможности выноса в Мексику трудоемких и материалоемких производств повышается конкурентоспособность товаров США. Кроме того, США благодаря своим инвестициям в Мексике на­деются ограничить миграционное давление этой страны на свой рынок труда.

Канада, чья экономика исключительно тесно связана с американ­ской, получает выгоды от открытого рынка США. Мексике НАФТА позволяет привлечь современные технологии и инвестиции и одно­временно реализовывать без особых ограничений свои товары в США и Канаде.

Ведущая экономическая роль в НАФТА принадлежит США, по­этому оппоненты интеграции в Канаде и Мексике опасаются утра­ты национального контроля над некоторыми отраслями промыш­ленности и негативные последствия для сельского хозяйства. США рассматривают НАФТА как трамплин для более глубокого проник­новения в латиноамериканские страны. Это долгосрочная геополи­тическая цель преследует попытку создания в Новом Свете континен­тального зоны свободной торговли.

В 2001 г. на конференции Квебека 34 странами Америки была подписана Декларация о создании к концу 2005 г. Американской зоны свободной торговли (FTAA). На зону пришлось бы 15% населения мира, а потенциальный региональный товарооборот 13 трлн долл. Однако реализация этого проекта натолкнулась на неразрешимые по­ка противоречия между развитой части Америки — США и Кана­дой и развивающейся частью — представленной странами Латин­ской Америки.

О трудном выборе пути социально-экономического развития и ре­гиональной интеграции свидетельствует опыт стран Латинской Аме­рики. Большинство латиноамериканских стран испытывают глубо­кий кризис, обострившийся в результате нестабильности мирового финансового рынка, особенно затронувшего экономику самой круп­ной региональной державы Бразилии. За последние десятилетия эко­номические трудности Латинской Америки порождены резким уже­сточением условий внешнего заимствования, увеличением процентных ставок по кредитам и снижением мировых цен на основную экс­портную продукцию. Латинская Америка стала настоящим полиго­ном для международных финансовых институтов, где методом проб и ошибок были апробированы различные подходы к антиинфляцион­ной политике, давшие в некоторых случаях положительные результаты. Выделяются три альтернативные стабилизационные стратегии: ор­тодоксальная, неортодоксальная и смешанная.

Ортодоксальная стратегия стабилизации, основанная на неоклассической монетаристской макроэкономической теории, делает акцент на сокращении денежной массы, отсутствии контроля за ценами и зарплатой, сочетании мер бюджетной политики с регулировани­ем валютного курса. Этот подход лежит в основе программ стаби­лизации Международного валютного фонда. На практике экономиче­ская либерализация неизбежно ведет к росту цен и разрастанию ин­фляции. В итоге монетаристы предлагают крайне жесткие меры, приводящие к тяжелым социально-экономическим последствиям. Эта антикризисная и антиинфляционная стабилизация способствует не возрождению национальной экономики, а дает возможность платить внешние долги за счет резкого сокращения внутреннего потребле­ния, не считаясь с социальными последствиями. Такие программы получили широкое распространение в Латинской Америке и Черной Африке, где из 32 стран выделяется как позитивный пример только Чили. Экономическая либерализация при макроэкономической раз- балансированности неизбежно ведет к резкой активизации инфля­ции и значительно ослабляет стабилизацию. Таким образом, моне­таристский подход, примененный к странам с неразвитым рынком, потерпел полный провал.

В основе неортодоксальной стабилизации сторонниками структуралистической школы подчеркивается роль инфляционной инерции, преодоление которой возможно через воздействие на зарплату и цену. Ключевой элемент стабилизации, исходящий из реального состояния несовершенного рынка развивающихся стран, заключается в необхо­димости использования экономических и административных регуля­торов, позволяющих избежать резкого и социально опасного спада производства. Первоначально программы дали сенсационные ре­зультаты, доведя инфляцию до нуля. Они пользовались огромной популярностью у населения, но медовый месяц сменился признака­ми нарастания диспропорций, контроль цен стал сдерживать произ­водство товаров.

Смешанная стратегия стабилизации была осуществлена на основе прагматического синтеза в Мексике и Аргентине. Как свидетельству­ет многочисленный опыт, общей основой стабилизационных проек­тов является наличие сильной и относительно независимой от внеш­него воздействия исполнительной власти. В числе добившихся успеха стран имеются авторитарные и демократические режимы.

В Латинской Америке создано и действует много региональных группировок, призванных решать экономические проблемы стран- участниц. Часть из них возникла в 1960—1970 гг., как стремление раз­вивающихся стран преодолеть отсталость посредством регионально­го сотрудничества.

Наиболее крупным региональным образованием является МЕРКОСУР (Южный общий рынок, Общий рынок Южного конуса), учрежден­ный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Инициа­торами группировки являются два крупнейших латиноамериканских государства — Аргентина и Бразилия, подписавшие еще в 1986 г. программу двухстороннего экономического сотрудничества и выра­ботавшие модель интеграции. Малые страны Парагвай и Уругвай не участвовали в этом процессе. Главной задачей интеграции является преодоление снижения доли Латинской Америки в мировой торговле и прямых иностранных инвестициях, ускорение свободного движе­ния товаров и услуг. Созданная зона свободной торговли (ЗСТ) охва­тывает территорию в 12 млн км2 с населением около 200 млн чел. Здесь производится примерно половина ВВП Латинской Америки. В 1995 г. группировка была преобразована в Таможенный союз.

Кроме поэтапного устранения оставшихся таможенных барьеров был введен единый внешний таможенный тариф на продукцию, импорти­руемую из третьих стран. Важным направлением регионального со­трудничества явилась совместная энергетическая политика, преду­сматривающая создание объединенной энергосистемы и освоение месторождений нефти и газа. Мировой финансовый кризис 1998 г. показал слабый запас прочности латиноамериканской группировки. Будущее МЕРКАСУР зависит от планов США по созданию Зоны свободной торговли, базирующейся на долларе, для всех стран Се­верной и Южной Америки, за исключением Кубы.

Азиатский (восточный) регионализм. Во второй половине XX сто­летия удельный вес Азии в населении планеты увеличился с 55 до 60%, а Европы и Северной Америки сократился с 31 до 22%. Удель­ный вес Азии в мировом ВВП вырос с 17 до 35%, а Европы и Се­верной Америки сократился с 72 до 52%.

Азиатский регионализм не столь активен в плане создания ре­гиональных организаций. Единственная в Азии экономическая сверх­держава Япония не претендует на региональное лидерство. В восточном регионализме особо выделяются две модели — китайская и арабская.

1. Китайский регионализм основывается на поэтапной модерниза­ции с опорой на западные технологии, сильную авторитарную власть и местные социокультурные традиции. Китай, казалось бы, от­решенно смотрит на свою роль в экономике АТР. Многие аналити­ки делают поспешные выводы о неготовности китайских властей вы­ступить лидером азиатского регионализма. Но кто заметил активность Китая добиваться своего законного места в «Большой семерке» круп­нейших стран мира, где «на табуретке» сидит в качестве восьмого члена Россия? Согласно китайской традиции нельзя спешить, неявное по­степенно перейдет в свою противоположность и станет явью. Время покажет. Может быть, не только азиатские соседи признают лидер­ство Поднебесной.

Возможно, в XXI в. Китай станет крупнейшей экономической державой, а Азия вернет себе былое могущество. Возрастание кон­курентоспособности Китая в мировой торговле может иметь крупно­масштабные геополитические последствия. По мере снижения уровня жизни в восточноевропейских и центрально-азиатских странах, они все больше оказываются в расширяющемся геоэкономическом про­странстве КНР. Китай в ближайшем будущем продемонстрирует но­вую форму международной интеграции, основанной не на террито­риальном, а этническом принципе. Широкую популярность в КНР получила идея создания Большого Китая, или мирового общего рын­ка под девизом китаецентризма «Китайцы всех стран и территорий, объединяйтесь!».

Возможно, это будет ответом Западу и Европейскому Союзу. Будущее покажет, чья модель интеграции будет эффективнее.

2. Арабский регионализм делает ставку на политический и сырьевой фактор. Здесь выделяется образованная в 1945 г. Лига арабских госу­дарств, объединяющая 22 государства Азии и Северной Африки. Цель Лиги — укрепление политических и экономических связей между странами-участницами, обеспечение интересов арабских го­сударств в глобальной экономике и политике, разрешение возни­кающих внутриарабских противоречий и обеспечение безопасности.

Организация «Исламский конгресс» (ОИК) основана в 1969 г. и объединяет большинство мусульманских государств. Деятельность ОИК направлена на укрепление солидарности последователей ис­лама и сотрудничества между государствами-членами. Штаб-кварти­ра — в Джидде (Саудовская Аравия).

На Ближнем Востоке создана специальная международная Ор­ганизация стран экспортеров нефти, ОПЕК (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countrues), выступающая с помощью квот добычи нефти в роли главного ценового регулятора мирового рынка. Однако эти функции стали утрачиваться, так как за по­следние 25 лет доля ОПЕК в мировой торговле нефти снизилась с 53 до 43%.

Среди региональных группировок выделяются Совет сотрудни­чества арабских государств Персидского залива, ССЛГПЗ (Cooperation Council for the Arab States of the Gulf), учрежденный в 1981 г. В него входят Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия и Арабский общий рынок, в основе которо­го лежит Соглашение об экономическом объединении Лиги араб­ских государств.

В Южной Азии вокруг Индии развертывается Ассоциация регио­нального сотрудничества Южной Азии, СААРК (SAARK, South Asian Association for Regional Cooperation). Она создана в 1985 г. Помимо Индии в нее входят Бангладеш, Бутан, Мальдивские Острова, Не­пал, Пакистан, Шри-Ланка. Эта ассоциация также имеет громад­ный демографический потенциал и при устойчивом росте будет приобретать все больший экономический вес.

Другое крупное объединение, формирующееся по берегам Индий­ского океана, — Ассоциация регионального сотрудничества стран Ин­дийского океана, АРСИО (Indian Ocean Rim Association for Regional Co­operation) основано в 1997 г. В нем участвуют 14 стран бассейна Индийского океана, включая такие как Индия, Австралия, Индоне­зия, Сингапур, ЮАР. Ассоциация пока не так заметна, как АТЭС, что связано с молодостью этой организации.

В Азии выделяется несколько международных региональных груп­пировок, объединяющих не только страны Азии, но и Америки. Ре­гиональная политико-экономическая Ассоциация государств Юго­ Восточной Азии, АСЕАН (ACEAN, Association of Southeast Asian Nations) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Филиппин и Таиланда была учреждена в 1967 г. Впоследствии в нее вошли Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Цели АСЕАН — экономическое, социальное, политическое и культурное сотрудничест­во, развитие интеграционных процессов в регионе. В 1994 г. был создан региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ), объединивший 22 государства региона, включая Россию, США, Китай, Японию, Индию, Австралию и др. В целях экономической интегра­ции АТР АСЕАН принял решение о создании Зоны свободной тор­говли (АФТА). В 2002 г. «шестерка» ведущих стран приступила к снижению большинства тарифов во взаимной торговле и созданию других преференций. Особенно большое значение имеет заключенное соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торгов­ли АСЕАН — Китай, ежегодные саммиты АСЕАН с Китаем, Япо­нией и Индией.

Локомотивом АСЕАН является Сингапур — одно из Новых ин­дустриальных государств мира. Это финансовый и инновационный центр группировки. Ассоциация располагает громадным демографи­ческим и сырьевым потенциалом, и ее роль в глобальной экономи­ке будет устойчиво возрастать.

В настоящее время существует ряд трансокеанских группиро­вок, направленных на экономическое сотрудничество стран Азии, Америки и Австралии. Среди них выделяется созданная в 1989 г. организация Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation). В объединение входят 21 государство бассейна Тихого океана, включая США, Китай, Японию, Австралию и Новую Зеландию. Россия принята в АТЭС в 1997 г. Страны — члены АТЭС сильно различаются по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, преду­сматривающая создание зоны свободной торговли и инвестирова­ния до 2010 г. для промышленно развитых стран и к 2020 г. для развивающихся стран.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе формируется новый мировой полюс экономической мощи (наряду с США и Западной Европой). Здесь расположено большинство государств мира, наиболее дина­мично развивавшихся до глобального финансового кризиса конца 1990-х годов. Среди ведущих индустриально развитых стран региона выделяются Япония, Китай с Сянганом (Гонконгом), Южная Ко­рея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. Доля АТР в суммарном мировом ВНП увеличилась с 4% в 1950 г. до 25% в 1995 г. и по прогнозам к 2025 г. этот показатель может составить 40—50%. Чтобы удвоить национальный доход на душу населения, США и Великобритании потребовалось 50—60 лет, тогда как Китаю и Южной Корее — 10 лет.

О формировании Азиатско-Тихоокеанского полюса экономического и технологического развития свидетельствуют тенденции региональ­ной интеграции, в которой активное участие принимают и Соеди­ненные Штаты Америки. Созданы и функционируют Межправитель­ственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Тихоокеанский совет экономического сотрудничества и др. В Азии отсутствует межгосударственная структура типа ЕС, впрочем, как и стратегическая цель создания Общеазиатского дома. Для Восточной и Юго-Восточной Азии характерно расширение АСЕАН, но это объединение пока не оправдало надежды азиатских стран стать региональным эпицентром экономической интеграции.

В большинстве стран АТР экономика имеет экспортную спе­циализацию и продуктивное сельскохозяйственное производство. Здесь созданы исключительно благоприятные условия для привле­чения иностранных инвестиций, особенно в связи с низкой аренд­ной платой за землю и дешевой рабочей силой. Ориентированная на малый и средний бизнес экономика наиболее приспособлена для нововведений. В АТР сформировался один из мировых финансовых центров, где концентрируются значительный инвестиционный и тор­говый капитал. На главных перекрестках этих потоков расположены процветающие коммуникационные полюса с преференциальным режимом — Гонконг (Сянган) и Сингапур. Особых успехов доби­лись страны, оказавшиеся в политической изоляции (Тайвань) и по­верженная во Второй мировой войне Япония.

В геоэкономическом пространстве АТР выделяются три главных игрока: США, Япония и Китай, чья доля в мировом ВВП составля­ла в начале 1990-х годов соответственно 25%, 15% и 3%. Соединен­ные Штаты выступают лидерами интеграции в рамках трансконти­нентального рубежного объединения АТЭС.

Финансовый кризис конца 1990-х годов поставил перед страна­ми АТР необходимость поиска новой геостратегии, нейтрализующей внешние и внутренние вызовы. И как показал очередной мировой кризис 2008 г., это удалось осуществить только Китаю. Экономиче­ский бум был характерен для многих восточно-азиатских стран, но не все из них выдержали испытание мировым финансовым кризисом. К началу 1990-х годов впечатляющих успехов добилась Индонезия. «Новый порядок» генерала Сухарто обеспечил религиозную терпи­мость в стране со скрытыми факторами напряженности между эт­ническим китайским меньшинством и большинством коренного населения, между Явой и другими островами, между мусульманами и христианами, между богатыми и бедными. Приглашенные тех­нократы из Калифорнийского университета стали крестными отца­ми реформы индонезийской экономики. Страна достигла финансо­вой стабильности и национальная валюта стала полностью конвер­тируемой. В экономику страны во второй половине 1980-х годов было вложено более 34 млрд долл., преимущественно местными богатыми китайцами. Исключительная дешевизна рабочей силы (30% от ее стоимости в НИС) позволяла успешно конкурировать продукции на внешних рынках. Однако финансовый кризис привел к внутриполитиче­ским потрясениям в стране и выявил главный дефект основополагаю­щей философии проводимых реформ «живи сам и давай жить другим».

Важным фактором евразийской геополитики становится контроль над транспортировкой энергоресурсов. Основные направления тру­бопроводных коммуникаций в Евразии обусловлены географией добычи нефти и газа. Около 90% мировых запасов нефти сосредото­чено на географических рубежах Европы и Азии — от российской Арктики до Персидского залива. Эти запасы распределены сле­дующим образом: Саудовская Аравия — 23%, Россия — 20%, Иран, Ирак и Кувейт по 12—13%. В мировом топливно-энергетическом балансе будущее — за природным газом. Стратегическая роль в обеспечении потребностей Евразии в природном газе будет при­надлежать России, на которую приходится 40% мировых запасов голубого топлива. В начале XXI в. крупным потребителем голубого топлива наряду с Западной Европой станет АТР. Произойдет дивер­сификация поставок российского газа на Запад и Восток, что уси­лит значение энергетического фактора в международной политике.

Динамически развивающемуся Азиатско-Тихоокеанский регио­ну присущ наиболее высокий рост потребления энергетических ре­сурсов, что вызовет в ближайшем будущем дополнительное геопо­литическое давление на регионы добычи углеводородного сырья. К таким регионам относится Каспий, Центральная Азия, Сибирь и Арктика. Китай и другие восточноазиатские страны испытывают нехватку запасов нефти, газа и угля для удовлетворения растущих потребностей экономики. По прогнозам к 2010 г. доля стран АТР в мировом потреблении энергоресурсов возрастет до 28%, тогда как их доля в мировых запасах углеводородного сырья составит 4—7%. Поэтому актуальна кооперация с участием России по обеспечению азиатской энергетической безопасности. Для этого Россия должна стать активным участником региональной интеграции, в первую очередь в Северо-Восточной Азии. Без делового сотрудничества с Китаем, Японией и Кореей невозможно стабильное развитие Си­бири и российского Дальнего Востока. Поэтому в XXI в. могут быть реализованы проекты энергетических мостов из России, строитель­ство тоннелей Хоккайдо — Сахалин для выхода Японии через Транссиб в Европу.

Региональные группировки существуют в Африке, однако их роль в международной политике и международном разделении труда незначительна. Здесь выделяется Организация Африканского единст­ва (ОАЕ). Это объединение африканских государств было создано в мае 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Основная цель ОАЕ — укрепление единства, сотрудничества и защита суверенитета афри­канских государств. Штаб-квартира — в Аддис-Абебе. Имеются ре­гиональные экономические группировки, роль которых в международ­ном разделении труда ограничена незначительными объемами внеш­ней торговли. В 1967 г. было создан Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) в составе шести стран, трансформированный в 1996 г. в Экономическое и валютное сообще­ство Центральной Африки, ЦАВЭС. Экономическое сообщество госу­дарств Западной Африки было создано в 1975 г. и насчитывает 16 го­сударств. В Общий рынок Восточной и Южной Африки, КОМЕСА (CO­MESA, Common Market for Eastern and Southern Africa) входит 21 го­сударство. В 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки был создан политико-экономический блок — Южноафриканское сообщество развития, САДК (SADK, South African Development Community).

Важное место в процессах международной регионализации могут занять региональные экономические группировки, формирующиеся на пространстве бывшего СССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: