Участие Российской прокуратуры в правовом обеспечение международного сотрудничества

Института прокуратуры

МГЮА им. О.Е. Кутафина

Бузоева Арина Юрьевна

Участие Российской прокуратуры в правовом обеспечение международного сотрудничества.

 

Аннотация:

В статье проанализированы состояние правового обеспечения международного сотрудничества прокуратуры РФ. Раскрывается вклад в создание правовых основ взаимодействия государств и в развитие российского законодательства в сфере борьбы с преступностью. Отмечаются актуальные проблемы формирования правовой базы международного сотрудничества российской прокуратуры. Предлагаются пути совершенствования указанной деятельности.

Ключевые слова: прокуратура; функции прокуратуры; международное сотрудничество; борьба с преступностью; правовое обеспечение; международные договоры; межведомственные соглашения.

 

Взаимодействие государств является необходимым условием эффективной борьбы с преступностью на международном и национальном уровне, если есть правовой механизм. Для развития международного сотрудничества в данной сфере необходимо совершенствование его правовой базы.[1] Например, нуждаются в модернизации европейские конвенции о выдаче 1957 г., о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г., о передаче осужденных лиц 1983 г.

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2201-1 (ред. от 10.08.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» [2]к числу ее функций отнесено международное сотрудничество. Такая деятельность включает участие в разработке международных договоров РФ, подготовку и заключение соглашений с соответствующими органами других государств и международными организациями по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст.2).

В науке такая функция прокуратуры рассматривается преимущественно с позиции участия в оказании правовой помощи по уголовным делам.[3] При этом особое внимание уделяется осуществлению прокурорского надзора за законностью направления и исполнения запросов о такой помощи[4].

В то же время значимость правового обеспечения взаимодействия государств в борьбе с преступностью вызывает необходимость анализа участия в нем российской прокуратуры и определения направлений его совершенствования.

Генеральным прокурором РФ международно-правовое сотрудничество определено как одно из важных направлений деятельности современной прокуратуры [5].

Необходимо пояснить, что международное сотрудничество осуществляется исключительно Генеральной прокуратурой РФ. Иные прокуратуры участвуют через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не предусмотрен международными договорами и законодательством РФ.

Нормы международного права являются предпосылкой формирования национального законодательства, например, норм Уголовно-процессуального кодекса РФ о передаче из-за рубежа и принятие лиц, совершивших преступление, для принудительного лечения.

С одной стороны законодательства РФ служит источником международных договоренностей. Этому свидетельствует двусторонние и многосторонние международно-правовые акты об оказании правовой помощи по уголовным делам и борьбе с преступностью. Генеральная прокуратура РФ призвана обеспечивать закрепление в соответствующих документах достижения национального законодательства[6].

Важнейшим направлением правового обеспечения международного сотрудничества является участие прокуратуры в разработке международных договоров[7]. Например, в 2013 году Генеральная прокуратура РФ участвовала в подготовке проектов договоров о выдаче с Австралией, Аргентиной, Германией, Израилем, Турцией, о правовой помощи по уголовным делам с Абхазией, Австралией, Аргентиной, Ираном, Индонезией, Турцией, Южной Осетией и другими странами.

В то же время сформулированы оговорки России, связанные с ее обязательствами по Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005г.

В целом до 2016 года Генеральная прокуратура РФ имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с партнерами из 66 иностранных государств. За последние 5 лет подписано 28 таких договоренностей.

С 2007 г. на основе соглашений с компетентными органами иностранных государств разрабатываются и подписываются программы сотрудничества. Программы принимаются на 1-2 года и предусматривают обмен опытом и налаживание практического взаимодействия по актуальным вопросам, представляющим взаимный интерес. За это время подписано 48 программ с партнерами из 28 иностранных государств, реализованы 40 программ сотрудничества, проведено более 130 предусмотренных ими мероприятий: консультаций, встреч, семинаров и «круглых столов».

В настоящее время реализуется 7 программ межведомственного сотрудничества с органами прокуратуры или юстиции Абхазии, Армении, Бахрейна, Венгрии, КНР, Кубы, Финляндии.

Представители Генеральной прокуратуры РФ участвуют в деятельности различных международных органов и организаций, в том числе в соответствующих структурах ООН, Интерпола, СНГ, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Совета государств Балтийского моря.

Например, представители Генеральной прокуратуры РФ включены в состав делегаций РФ, принимающих участие в работе Комиссии ООН по наркотическим средствам и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, а также в международных мероприятиях, проводимых в рамках Конвенции ООН против коррупции. Обеспечивается участие российских прокуроров в мероприятиях по линии Управления ООН по наркотикам и преступности, Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, а также в конференциях участники Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

На встрече Генерального прокурора РФ Чайки Ю.Я. с Генеральным секретарем Интерпола г-ном Ю.Штоком 22 июня 2017 г. в Москве обсуждались вопросы организации эффективного розыска по каналам Интерпола лиц, обвиняемых в совершении преступлений в России.

Взаимодействие прокуратуры РФ в сферах обеспечения законности, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСПГ).

С момента создания КСПГ в декабре 1995 г. и по сей день председателем является Ю.Я. Чайка. На базе Академии Генеральной прокуратуры РФ функционирует Научно-методический центр КСПГ.

На ежегодных заседаниях КСПГ выносятся вопросы и заслушивается информация о состоянии защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства на территориях государств – участников СНГ, а также исполнение межгосударственных программ и международных договоров государств – участников СНГ в сфере борьбы с преступностью. Осуществляется обмен информацией и практикой прокурорской деятельности.

27-е заседание КСПГ состоится в Санкт-Петербурге в ноябре 2017 г. Ранее заседания КСПГ проводились 8 раз, в т. ч. в Москве 5 сентября 2010 г. и Санкт-Петербурге 15 мая 2012 года.[8]

К 27-му заседанию КСПГ будет приурочено 15-е заседание генеральных прокуроров государств – членов ШОС. Решение о создании механизма регулярных встреч генеральных прокуроров государств – членов ШОС было принято в ходе состоявшейся 31 октября- 2 ноября 2002 г. в Шанхае (КНР) встречи генеральных прокуроров государств – членов Организации.

Вопрос о возрастающей роли прокуроров в борьбе с терроризмом обсуждался на 14-м заседании генеральных прокуроров государств – членов ШОС (КНР, Санья, 30 ноября 2016 г.).

В сентябре 2017 г. в России (г. Казань) состоялось третье заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции (Межгоссовет), соглашение о создании которого было принято на заседании Совета глав государств СНГ 25 сентября 2013 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 2014 г. № 104 Генеральный прокурор РФ является членом Межгоссовета от России.[9]

Укрепляется взаимодействие прокуроров государств, входящих в международное объединение БРИКС (Бразилия, Индия, Россия, Китай, ЮАР). Генеральной прокуратурой РФ организовано проведение первой встречи руководителей прокурорских служб государств БРИКС (Сочи, 10 ноября 2015 г.), участники которой договорились о налаживании взаимодействия, прежде всего в целях предотвращения международного терроризма, противодействия мировой наркотической угрозе и коррупции, а также одобрили Концепцию сотрудничества прокуратур государств БРИКС.

Вторая встреча руководителей прокурорских служб государств БРИКС состоялась 1 декабря 2016 г. в городе Санья (КНР). Третья встреча прошла в г. Бразилиа с 23-24 августа 2017 г. по вопросам борьбы с киберпреступностью и преступлениям против окружающей среды.

Представители Генеральной прокуратуры РФ активно участвуют в работе по созданию в 2005 г. Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), который является совещательным органом Комитета министров Совета Европы – главного органа этой организации, объединяющей 47 государств старого континента. КСЕП принял 11 заключений по различным аспектам, в разработке которых активно участвовали российские прокуроры.

Например, по российской инициативе в октябре 2008 г. было принято заключение КСЕП № 3 «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы». В развитие заключения КСЕП № 3 в сентябре 2012 г. при деятельном участии представителей Генеральной прокуратуры РФ была принята рекомендация Комитета министров Совета Европы (2012) 11 государствам – членам о роли прокурора вне системы уголовного правосудия.

Делегация Генеральной прокуратуры РФ приняла активное участие во встречах генеральных прокуроров государств – членов Совета государств Балтийского моря. В сентябре 2017 г. состоялась 17-я встреча генеральных прокуроров государств – членов Балтийского моря.

Таким образом, Российская прокуратура имеет высокий международный авторитет, свидетельством чего является то что, во-первых, Россия – участник многосторонних и двусторонних международных договоров, соглашений, во-вторых, представители Генеральной прокуратуры РФ избраны в руководящие посты и рабочие органы ряда авторитетных и международных организаций, в т.ч. Совета Европы, Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.

Важнейшими задачами российской прокуратуры на ближайшую перспективу являются расширение и повышение эффективности ее участия в международном правовом сотрудничестве, особенно в сфере уголовного судопроизводства.

 

 

Библиография

1. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ // СПС «Консультант».

2. Лазутин Л. Международное сотрудничество и правовая помощь // Законность. 2008 № 3. С. 36-39.

3. Малов А. Сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных государств в вопросах экстрадиции // Законность. 2012. № 12. С. 6-9.

4. Победкин В.В., Яшин В.Н. Международное сотрудничество. Научно- практический комментарий к статье 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» // СПС «Консультант».

5. Прокурорский надзор / под ред. Винокурова Ю.Е. М.: НОРМА, 2006. 288 с.

6. www.genproc.gov.ru

7. Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7. С. 6-9.


[1] Победкин А.В., Яшин В.Н. Международное сотрудничество. Научно-практический комментарий к статье 2 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»// СПС «Консультант».

[2] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ // СПС «Консультант».

[3] Малов А. Сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных государств в вопроса экстрадиции // Законность. 2012. № 12. С. 6-9.

[4] Прокурорский надзор / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.

[5] Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7.С. 6-9.

[6] Лазутин Л. Международное сотрудничество и правовая помощь // Законность. 2008. № 3. С. 36-39.

[7] Рябцев В.П. Прокурорский надзор: курс лекций. М.: НОРМА, 2006. 288 с.

[8] genproc.gov.ru/ms

[9] Указ Президента РФ от 21.02.2014 г. № 104 // СПС «Консультант».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: