Работы по ТР выполняются по потребности, которая выявляется в процессе работы на линии, при контроле автомобилей на КТП, в процессе диагностирования и при проведении ТО (ТО-1, ТО-2).
Наиболее распространенным методом ремонта является агрегатный метод. В отдельных случаях при ТР применяется индивидуальный метод ремонта. Как правило, автомобили ремонтируются на универсальных или специализированных тупиковых (реже проездных) постах. Для сложных ремонтов прицепов (полуприцепов) организуют специализированные посты в отдельной от автомобилей зоне или в одной зоне, но на специально выделенных для них постах.
На постах зоны ТР выполняются в основном контрольные, разборочно-сборочные, сварочные и другие работы, которые составляют 44-50% общего объема работ по ТР, для прицепов и полуприцепов - 65% (см. таблицу 4).
Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество и производительность труда. При разработке рекомендаций по специализации постов должны учитываться следующие факторы:
■ технологическая однородность ремонтных работ (например, пост ТР трансмиссии - сюда включают ремонт заднего моста, карданной передач, коробки передач, сцепления и для некоторых типов автомобилей - ручной тормоз, и т.д.);
■ общность используемого оборудования;
■ расчетное количество постов (см. подраздел 1.2.5.) по каждому виду работ ТР составляет 0.9 и более;
■ специфические условия выполнения работ (специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов по ТР и организации работы на них специальных ремонтных рабочих (см. подраздел 1.6.2.)).
1.3.3. Распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации и рабочим местам.
Распределение трудоемкости работ и рабочих по постам зон ТО. Выбрав метод производства работ ТО необходимо определить трудоемкость работ и количество рабочих в зоне по постам, с одновременной их специализацией по видам работ ТО. Для этого составляется несколько таблиц - по числу постов, рассчитанных для зоны, и используются таблицы примерного распределения трудоемкости работ (по видам работ или по агрегатам и узлам автомобиля) из вторых нормативных частей «Положения». При отсутствии «Положений» можно использовать таблицы приложений данной методической разработки
Данные распределения рабочих в укрупненном плане по специальностям (видам работ ТО) и трудоемкость работ по постам можно свести в таблицы по формам 11 и 12. При большой трудоемкости работ одного вида, требующих для их выполнения большого количества рабочих, эти работы можно распределить по нескольким постам. В форме 11 приведен пример распределения рабочих и трудоемкости по видам работ ТО (зона ТО-1 автомобилей ЗИЛ-130, с годовой трудоемкостью работ 27900 чел.час). При распределении рабочих и трудоемкостей по агрегатам и узлам автомобиля составляются таблицы по форме 12. Пример дан для годовой трудоемкости ТО-2: 48740 чел.час. обслуживания автомобилей ГАЗ-53А.
Форма 11 Пост №1 * (пример распределения рабочих и трудоемкостей по видам работ)
Вид работ по ТО | Трудоемкость | Число рабочих | ||
% | чел.час | расчетное | принятое | |
Контрольно- диагностические | 5.6 | 0.75 | ||
регулировочные | 10.5 | 1.30 | ||
Всего | 16.1** | 2.05 |
* - аналогичные таблицы составляются для остальных постов соответствующей зоны ТО
** - эту величину (поделенную на 100), то есть долю трудоемкости работ ТО-1 по видам работ, приходящуюся на пост №1 для дальнейших расчетов обозначим , в данном случае она равна 0.161.
Закреплять виды работ или агрегаты и узлы за постом следует по принципу технологической родственности, учитывая возможности выбранного осмотрового и подъемного оборудования каждого поста, при этом исполнители не должны мешать друг другу. Например, неправильным будет закреплять за одним постом электротехнические работы и работы по системе питания и механизмам двигателя. Эти работы следует распределять по другим постам, где выполняются работы по агрегатам трансмиссии, ходовой части, кузову и др.
Форма 12 Пост №1 * (пример распределения рабочих и трудоемкости по агрегатам и узлам)
Агрегаты, механизмы, приборы, закрепленные за постом | Трудоемкость | Число рабочих | ||
% | чел.час | расчетное | принятое | |
сцепление | 0.6 | 292.5 | ||
коробка передач | 1.4 | 682.0 | ||
карданная передача | 1.0 | 487.4 | 1.1 | |
задний мост | 1.7 | 828.6 | ||
Передняя ось и рулевое управление | 8.1 | 1.9 | ||
Всего | 12.8** | 6238.5 | 3.0 |
* - таблицы для остальных постов составляются аналогично
** - =0.128 -доля трудоемкости работ ТО-2, приходящаяся на пост № 1, при распределении работ и рабочих по агрегатам и узлам автомобиля
Число рабочих, одновременно занятых на любом посту: (38) где РТ - технологическое число рабочих в наиболее загруженной смене для данного вида ТО, и - см. формы 11, 12.
Распределение рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам зон ТО.
Произведя укрупненную разбивку рабочих и трудоемкостей по постам соответствующей зоны ТО, необходимо распределить рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам, используя данные форм 11, 12, а также ниже прилагаемой таблицы:
Таблица 11. Средний разряд работ (рабочих), интервал разрядов работ (рабочих) по ТО
Виды работ | ТО-1 | ТО-2 | ||||||||||
Грузовые | Автобусы | Легковые | интервал разр | Грузовые | Автобусы | Легковые | интервал | |||||
карб | диз | карб | диз | карб | диз | карб | диз | |||||
Контрольно-диагностические | 3.8 | 4.0 | 4.6 | 4.6 | 4.0 | 2-5 | 3.8 | 4.0 | 4.6 | 4.6 | 4.2 | 2-5 |
Крепежные | 2.8 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2-3 | 2.9 | 2.9 | 2.0 | 2.9 | 2.9 | 2-3 |
Регулировочные | 3.9 | 3.9 | 3.9 | 3.9 | 3.9 | 3-4 | 4.0 | 4.0 | 4.1 | 4.1 | 4.2 | 3-5 |
Смазочные | 1.8 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 1.8 | 1-2 | 1.8 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 1.8 | 1-2 |
Электрот. | 2.3 | 2.3 | 2.6 | 2.6 | 2.5 | 2-3 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 1-5 |
Аккумуляторные | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1-2 | 1-3 | |||||
Топливные | 2.7 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.9 | 2-3 | 3.4 | 3.5 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 2-5 |
Шинные | ||||||||||||
Уборочные | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ||||||
Моечные | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ─ | ||||||
ср. разряд | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 1-5 | 3.1 | 3.1 | 3.1 | 3.1 | 3.1 | 1-5 |
Таблица 12. Средний разряд работ (рабочих), интервал разряда работ (рабочих) по ТР автомобилей
Виды работ | Грузовые | Автобусы | легковые | интервал разряда | ||
карбюрат. | дизельные | карбюрат. | дизельные | |||
Контрольн. диагностич. | 3.5 | 3.6 | 3.6 | 3.7 | 3.7 | 2-5 |
Регулировочные | 4.1 | 4.6 | 4.4 | 4.6 | 4.3 | 3-6 |
Разборочно-сборочные | 3.5 | 3.7 | 3.7 | 4.0 | 3.5 | 1-5 |
Агрегатные | 3.8 | 3.8 | 3.9 | 4.1 | 3.8 | 1-5 |
Электротехнические | 3.5 | 3.5 | 3.5 | 3.6 | 3.5 | 1-5 |
Аккумуляторные | 3.5 | 3.5 | 3.5 | 3.6 | 3.5 | 1-5 |
Топливные | 3.6 | 4.0 | 3.7 | 4.0 | 3.7 | 2-5 |
Шиномонтажные | ||||||
Шиноремонтные | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2-3 |
Медницкие | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.4 | 2.3 | 1-3 |
Жестяницкие | 2.2 | 2.3 | 2.9 | 2.9 | 2.7 | 1-3 |
Сварочные | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2.9 | 2-3 |
Кузнечно-рессорные | 2.7 | 2.8 | 2.8 | 2.8 | 2.7 | 2-4 |
Слесарно-механические | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 1-5 |
Деревообрабатывающие | 2.6 | 2.7 | ─ | ─ | ─ | 2-3 |
арматурные | 2.6 | 2.6 | 2.9 | 2.9 | 2.7 | 2-3 |
обойные | 2.6 | 2.6 | 2.9 | 2.9 | 3.0 | 1-4 |
малярные | 2.6 | 2.5 | 3.2 | 3.2 | 3.2 | 2-4 |
общий ср. Разряд | 3.4 | 3.5 | 3.5 | 3.6 | 3.3 | 1-6 |
Результат этого распределения следует свести в таблицу по форме 13
Форма 13 Распределение рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам (пример)
№ поста | Число исполнителей на посту | Номер рабочего места | число исполнителей на рабочем месте | специальность | Квалификация | обслуживаемые агрегаты |
слесарь-авторемонтник | сцепление, коробка передач, карданная передача, задний мост | |||||
тоже | передний мост и рулевое управление |
Распределение рабочих зон ТР по специальности и квалификации
Если темой проекта является зона ТР, то необходимо произвести распределение трудоемкости ТР непосредственно по исполнителям бригады, специализируя их по агрегатам и системам автомобиля.
Форма 14 Распределение рабочих зоны ТР по специальностям и квалификации (пример)
Рабочие по специальности | СТРП | СТР | Число рабочих | Квалификация (разряд) | |
расчетное | принятое | ||||
Мотористы | 0.394 | 0.425 | 6.6 | 2,3,4 | |
Карбюраторщики | 0.394 | 0.029 | 0.45 | ||
Слесари по ремонту агрегатов трансмиссии | 0.394 | 0.19 | 2.96 | 2,3,4 | |
Слесари по ремонту ходовой части, рулевого управления и переднего моста | 0.118 | 1.84 | 3,4 | ||
Слесари по ремонту тормозов, колес, ступиц | 0.394 | 0.099 | 1.54 | 3,4 | |
Слесари по ремонту кабины, оперения, платформы | 0.394 | 0.063 | 0.98 | ||
Автоэлектрики | 0.394 | 0.076 | 1.18 | ||
Всего | ─ | 1.00 | 15.55 |
В зоне ТР ориентировочно число исполнителей по каждой специальности
, (39) где
ТТР - годовой объем работ ТР (см. формулы 17,18), чел.час
СТРП - доля постовых работ ТР (см. формулу 21), СТР - доля трудоемкости работ по ТР, приходящаяся на данный агрегат, узел, механизм, систему автомобиля (указана в нормативных частях Положения по ТО автомобилей или в приложениях данной методической разработки); ФРМ – см. формулу 24.
Данные о распределении рабочих по специальностям и квалификации, используя таблицу 12, сведите в таблицу по форме 14. Пример дан по автомобилю ГАЗ-5ЗА, ТТР=82000 чел.ч, ФРМ=2070 час.
При отсутствии заявок на ремонт в зоне ТР рабочие бригады ТР помогают слесарям агрегатного участка в ремонте агрегатов и узлов.