Понятие фирмы, функции, принципы организации

ТЕМА 2. ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Бихевиористское объяснение теории фирмы

Бихевиоризм изначально возник как направление в психологии. Основатель бихевиоризма - Джон Б. Уотсон. В 20-е годы прошлого столетия бихевиоризм стал проникать в другие науки. Бихевиоризм в экономике – изучение психологических аспектов поведения потребителя в процессе выбора и покупки товара, выявление мотиваций и предпочтений потребителей. Согласно бихевиористскому подходу происходит отказ от предварительных гипотез. В изучении фирмы бихевиористы опираются на наблюдение за ее внешним поведением. В последствии, Герберт Саймон продолжил развитие бихевиоризма применительно к экономическим процессам. За разработку концепции экономического бихевиоризма он получил Нобелевскую премию. Главный смысл его концепции заключается в том, что структура организации и принятие внутриорганизационных решений рассматриваются с точки зрения группового кооперативного поведения. Решения в организации, таким образом, утверждаются ее членами совместно, а их способности к целесообразным действиям ограничиваются симпатиями, предубеждениями, личными стремлениями людей. В более поздних трудах Саймон развил концепцию принятия решений на микроэкономическом уровне.

Термин «фирма» впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных областях Италии на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия и характеризовались следующими признаками:

1) использование подневольного труда;

2) традиционный характер деятельности;

3) второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.

Современная фирма представляет собой организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

К функциям фирмы относят:

1) ресурсную - предполагает концентрацию и использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным и стоимостным характеристикам должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Реальная фирма, действующая в условиях рыночной среды, может приобрести только доступные ресурсы, поскольку имеет ограниченные возможности. Отсюда вытекает с одной стороны, качественная однородность фирмы, а с другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые была сделана ставка.

2) организационную функцию - организация определенного вида производства. При этом влияние рыночной среды на фирму проявляется на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Сама же организация производства, т.е. выбор технологий, создание стимула к труду, контроль качества, структура управления является сугубо внутрифирменным делом.

3) сбытовую функцию – осуществление фирмой сбытовой деятельности. Готовая продукция может быть доведена до потребителя с помощью различных схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.

4) функцию получения прибыли и несение риска. Прибыль является целью деятельности фирмы и служит источником ее дальнейшего развития. Однако помимо прибыли фирма может нести убытки, что связано с несением ею рисков и обусловлено функционированием в изменчивой рыночной среде. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей.

5) творческую функция и накопление опыта. Предпринимательский талант является одним из факторов производства. Некоторые исследователи выделяют его в качестве пятого фактора производства наряду с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.

Основные цели фирмы:

1) максимизация экономической прибыли;

2) максимизация продаж;

3) завоевание престижа фирмы на рынке;

4) ограничение проникновения других фирм на данный рынок.

Основные принципы организации фирм:

1) фирма базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

2) принцип концентрации средств производства, в то время как на рынке существует обособление средств производства;

3) использование прямых методов контроля, в то время как на рынке присутствуют косвенные методы контроля;

4) единоначалие, которое основывается на административных формах управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: