Управление прибылью
Факторы, влияющие на себестоимость продукции
Себестоимость продукции – стоимостная оценка затраченных в процессе производства ресурсов.
Эти факторы влияют на выбор объекта учета затрат и выбор полноты учета затрат:
Ø Объект. Три вида расчета себестоимости:
· Позаказный. Объект – работа, заказ. Используется или при единичном производстве, или для сложных, крупных проектов или для проектов с длительным производственным циклом.
· Попроцессный. Используется при непрерывном производстве. Затраты распределяются равномерно по всей продукции в течение определенного периода времени.
· Попередельный. Используется, когда фирма выпускает несколько видов продукции, которую до определенного момента нельзя разделить или когда производство товара разделено на определенные этапы (переделы).
Ø Полнота. На основе полных и переменных затрат.
Пример:
P=12
Qпр.=1200 ед. продукции
Qреализ=1000
FC=1800 (FCпроизв=1500, FCадмин=300)
AVC=5
VCадмин=200
Расчет прибыли на основе VC | Расчет прибыли на основе TC | ||
TR=1000*12 | TR=1000*12 | ||
VCпроизв=5*1200 | VCпроизв=5*1200 | ||
VCост=5*200 | FCпроизв | ||
VCреализ=6000-1000 | TCпроизв гот прод=5*1200+1500 | ||
VCадмин | ATCпроизв=7500/1200 | 6,25 | |
VCполн реализ=5000+200 | TCост=6,25*200 | ||
Пmarg=TR- VCполн реализ | Валовая маржа= TR-(TCпроизв гот прод- TCост) | ||
FCпроизв | TCадмин= VCадмин+ FCадмин | ||
FCадмин | Поперац=5750-500 | ||
Поперац= mП- FCпроизвzz-FCадмин |
Если объем реализации меньше объема производства, прибыль рассчитывается на основе TC (П(VC)<П(TC)).
|
|
Если объем реализации больше объема производства, прибыль рассчитывается на основе VC (П(VC)>П(TC)).
Если объем реализации равен объему производства, П(VC)=П(TC).
ΔП=AFC*Q, так как ATC=AVC+AFC
В примере:
20=1,25*200
6,25=5+1,25
Есть два подхода к управлению прибылью – бюджетирование и анализ безубыточности.
Нормальная прибыль:
· Прибыль, которую могли бы получать собственники компании, если бы вложили все свои средства в другое предприятие при том же уровне риска.
· Прибыль, которая удерживает собственников компании в данной сфере деятельности.
· Средняя по отрасли прибыль.
С точки зрения управленческой политики экономическая прибыль – разность между стоимостью компании на конец периода и стоимостью компании на начало периода.
Экономическая прибыль делится на две составляющие:
· Торговая прибыль
Это прибыль от основной деятельности компании по производству и продаже товаров.
Разница между выручкой фирмы, текущими расходами и восстановительной стоимостью проданных товаров.
За восстановительную стоимость принимают цену при последней закупке, если цена не менялась. Если же цена меняется, то за восстановительную стоимость принимают ожидаемую цену на товар.
|
|
· Холдинговая прибыль
Это прибыль или убытки от тех товаров, которые лежат на складе в результате того, что цена их растет или падает за время периода складирования.
Она считается как разница между восстановительной стоимостью и ценой приобретений этих товаров фирмой.
Пример:
31 декабря 2004 года
Наличность | 30000$ |
На складе: 1000 единиц по 7$ | 7000$ |
Итого | 37000$ |
В 2005 году:
· Продали 6000 по 14$ = 84 000$ (выручка)
· Покупки (расходы):
- 3000 по 10$ = 30 000$
- 5000 по 11$ = 55 000$
· Текущие расходы (заработная плата, аренда и т.д.): 15 000$
Наличность на конец 2005 года:
30000 – 30000 + 84000 – (55000 + 30000) – 15000 = 14000$
Наличность на 01.01.05 | 30000$ |
Выручка | +84000$ |
Покупки | -(55000 + 30000)$ |
Текущие расходы | -15000$ |
Наличность на 31.12.05 | 14000$ |
На 31.12.2005
Наличность | 14000$ |
На складе: 3000 ед. по цене 11$[1] | 33000$ |
Общая стоимость компании (активы) | 47000$ |
Пэк. = 47 000 – 37 000 = 10 000$
Теперь делим эту прибыль на две составные части: