Калькуляция себестоимости

Структура себестоимости продукции

Соотношение отдельных видов затрат в общем объеме затрат на производство продукции образует структуру себестоимости продукции. Структура себестоимости имеет важное значение для анализа деятельности предприятия. Изучение ее в динамике позволяет судить об изменении характера производства, его технического уровня. Изучение динамики себестоимости за длительный период времени дает возможность определить закономерность в изменении себестоимости, выявить резервы и предусмотреть эти изменения в перспективных планах. Практика работы предприятий показывает, что себестоимость систематически снижается в связи с повышением производительности труда, внедрением новых типов подвижного состава, повышением технико-эксплутационных показателей работы, концентрацией и специализацией предприятий.

Структура себестоимости автомобильных перевозок принципиально отличается от структуры себестоимости промышленной продукции.

Специфика транспортной продукции требует больших затрат живого труда, вот почему вопрос повышения производительности труда имеет большое значение на транспорте.

Калькуляцией называется отношение суммы расходов по каждой статье затрат на единицу транспортной продукции. Калькуляционными единицами являются: тонно-километры (ТКМ), пассажирокилометры (пкм), платные километры (пл.км), автомобиле-часы (а-ч).

Себестоимость единицы транспортной продукции (S) определяется делением суммы расходов (C) на объем транспортной продукции (P) и исчисляется в копейках на 10 калькуляционных единиц (10 ткм, 10 пкм, 10 пл.км, 10 а-ч)

или

Себестоимость перевозок по видам перевозок определяется по следующим формулам:

· грузовые перевозок

,

· пассажирские перевозки

,

· таксомоторные перевозки

,

Калькуляция перевозок составляется по всем видам перевозок, выполняемым автотранспортным предприятием. Необходимость составления калькуляции себестоимости вызвана тем, что при работе предприятия необходимо установить влияние различных технико-эксплутационных показателей на себестоимость перевозок, а это дает возможность выявить пути снижения себестоимости.

Калькуляции себестоимости продукции используются для правильной организации хозрасчетных отношений на предприятии, а также изыскания резервов снижения издержек на производство. По своему назначению, способам составления, а также временем, на которое она рассчитана, калькуляции подразделяются на плановые, сметные, нормативные, планово расчетные и отчетные.

Плановая калькуляция – задание по себестоимости транспортных работ, определенное на основе передовых методов использования подвижного состава, прогрессивных трудовых и материальных затрат, соблюдения строгого режима экономии в расходах по управлению и обслуживанию транспортного процесса. Разработка плана себестоимости и плановых калькуляций предусматривает применение научных методов планирования и экономического анализа производственно финансовой деятельности. В результате этого определяются оптимальные задания по выполнению планов рентабельности и экономического стимулирования.

Сметная калькуляция – составляется на изделия вспомогательных производств (механической мастерской, шинного участка). В сметной калькуляции определяется задание по себестоимости разового заказа.

Нормативная калькуляция определяет нормативную стоимость единицы транспортной продукции по действующим технически обоснованным нормам материальным и трудовых затрат, а также накладных расходов. По мере внедрения новых норм изменяются и показатели нормативной себестоимости. Действующие нормы расхода горючего, ремонтных материалов в осенне-зимний период могут быть выше, чем в весенне-летний, поэтому и нормативная себестоимость перевозок в различные периоды устанавливается неодинаковая.

Отличие нормативной калькуляции от плановой состоит в том, что в ней отражаются нормы, фактически достигнутые и утвержденные на предприятии, а в плановых калькуляциях применяются нормы издержек производства, установленные директивными указаниями плановых органов. Плановая годовая калькуляция определяется как средневзвешенная величина, исходя из плановых квартальных калькуляций.

Нормативные калькуляции себестоимости перевозок составляются по автотранспортному предприятию в целом, маркам автомобилей и производственным подразделениям, находящимся на внутрихозяйственном расчете. Это позволяет в процессе проведения экономического анализа разрабатывать мероприятия по внедрению научно-обоснованных прогрессивных норм затрат, по устранению причин. Вызывающих завышение действующих норм.

Планово-расчетная калькуляция необходима для внутрихозяйственного расчета, используется при планировании и учете, контроле выполнения плана накоплений отдельными подразделениями.

Отчетная калькуляция отражает фактическую себестоимость автомобильных перевозок на основе бухгалтерского обобщения данных учета фактических затрат на производство, осуществляемого на основании оплошного документирования хозяйственных операций. При помощи отчетной калькуляции выявляются отклонения запланированной себестоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: