ТЕХНИКИ В ТЕОРИЯХ
"Вообще-то консультация нужна не мне, а моему сыну, но ведь его сюда волочем не заманишь...можно я расскажу как есть, а Вы мне скажете,как делать?"
Выделить моменты из фразы:
1. Какие моменты необходимо проясниить?
Все таки кому нужна консультация.если нужна сыну,то почему ее мнению она нужна ему.почему вы думаете что он сын будет против.И что вы ждете от консультации
2. В чем запрос клиента?
запрос -взаимоотношения в диаде мать ребенок.скрытый запрос отношения матери сее матерью.
3. Какая информация получена от клиента?
Что используется механизм защиты-проэкция
Оценочный блок
Женщина 35-40 лет
Прояснить родители,семейное положение,наличие сиблингов.значимые фигуры.
Прояснить возростные модели.была ли консультации до этого.узнать есть ли отец
Возможно:проблема в отношения мать-мать.модель воспитание.мать говорила что и как она выполняла.но сын не такой. Проблема: не является ли ребенок треингулятором отношений между матерью и отцом.и проблема в их отношениях.
|
|
Техника перефразирования
Применяется в том случаи,если необходимо развить внимание во время консультирования или дать клиенту обратную связь по поводу представления им информации.
Три вида перефрозирования:
1)общее перефразирование(предпологается повтор текста другими словами)
Пример:
-вчера у меня был выходной и я просто безделничил.у меня были дела,но я их не сделал.
-терапевт.то есть был выходной и вы хотели отдыхать
Клиент:вообще-то консультация нужна на мне,а мое у сыну.
Терапевт:то есть вы считаете Что консультация нужна вашему сыну.
2)перефразирование на основе ведущей модальности
(кинестетическая,визуальная,вербальная)
Пример:
-Чего я жду,так этого лучшего пониамния себя,терпаия для меня как зеркало в котором Я ВИЖУ свои слабые и сильные стороны.
-и так вы пришли что бы более отчетливо себя РАЗГЛЕДЕТЬ
3)обращенное перефразирование
(использование метафор и аналогий)
-я думаю что могут возникнуть непредвиденные трудности
-вы считаете что путь будет тернист и тяжок
Техника прояснения
Напрвлена на то,что бы сделать ясным,для себя и для клиент смысл сказанного.
внутреняя речь ------------------------ внешняя речь
Клеент. Пациент
внеш.речь внеш речь
внутр речь <> внутр речь
15% потеря при переходе из внутр в внеш
5% потери при восприятие(не услышал,не понял)
. 10-11% потери при переход во внтур речи
Типы прояснения
1)прояснение как повторение того,что сказал клиент в сочетании с предшествующим и последствующим уточняющем вопросом
пример:
-если я вас прав понял то,что ее слова о вашей некчемности соотвествует вашему представлению о себе.вы это имеете ввиду?терапевт
|
|
2)повторение в форме альтарнативного вопроса,что дает клиенту возможность выбору из нескольких вариантов при формулирование своего ответа.испльзование этого типа прояснения используеьтся в двух случаях:
*для контроля собержания речи клиента,т.е. вы поругались с мужем до того как пойти в кино.
*попытка предугадать возможный ответ клиента
пример:
-мне не нрав когда на занятиях на меня сильно давят.
-Вам не нрав когда вас просят отвечать или что то другое?
3)основное проеснение
Цель-если вы действительно не услышали или хотите уточнить детали
-извените я не расслышал вы не могли бы повторить
Во время интервью вы не понимаете того что говорит клиент или клиент сам не понимает что говорит.предлагается:
-вернутся к предшествуюещему к смысловому блоку (мы с вами начали говорить об...)
-подождать пока прояснение придет само(при упоминание такой то проблемы у клиент возникли затрудения.дать шанс человеку самому к этому подойти.вернуть его на след. ссесиях)
Принципы техники "прояснения"
(Леон Браумер)
#Необходимо признать,что вы не всегда понимаете о чем говорит клиент,что бы не навязывать клиенту своих предположений.
#Попробуйте повторить утаержденияиклиента или попросите его самого уточнить,повторить или объяснить на примере.
#Просьба привести пример может быть особенно действейной,поскольку поощряет клиента говорить определенно и посуществу
Два влияющих фактора на результативность техники:
1.если инф которую представляет клиент обычная/тревиальная (не надо торопится с прояснением,а дать клиенту шанс самому подойти к наиболее важной инф.
2.если инф является важной,но манера ее подачи не дает возможности понять ее важность,то у появляется шанс уточнить ее сращу или дать возможность высказаться яснее.