Воспитания и спорта 1 страница

04.01.13, 05.01.13

18.15-21.30 4 лекции читает Я.Л. Обухова, к.психол.н., доцента Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО, президента Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы – Кататимно-имагинативной психотерапии

Лекция 1 «Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее»

Что такое психоанализ? История создания психоанализа. Основные школы современного психоанализа. Четыре основных принципа психоанализа. Топический, динамический, экономический и генетический подходы к пониманию психического. Представления о структуре личности. Первая топическая модель строения личности по З. Фрейду.

Лекция 2 «Психоанализ характера»

Вторая топическая модель строения личности по З. Фрейду. “Я”, “Оно” и “Сверх-Я”. Теория инстинкта. Либидо и агрессивность. Психоаналитическая теория развития личности. Учение о фазах детского развития: оральная, анально-садистическая, фаллически-эдипальная, латентная, предпубертатная, пубертатная и генитальная фазы. Особенности характера, формируемые на оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадиях развития. Эдипов комплекс. Страх кастрации. Пенисовая зависть. Рекомендации родителям, воспитателям и педагогам.

Лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские измены»

Теория травмы рождения О. Ранка. Современные экспериментальные исследования, подтверждающие влияние пре-, пере- и постнатальных переживаний на последующее развитие личности. Матрицы рождения. Использование теории травмы рождения в психотерапии. Пересмотр основных психоаналитических принципов Р. Фейрбейрном Теория объектных отношений М. Клейн и ее последующее развитие. Представление о нормальной паронаидально-шизоидной и депрессивной позициях. Концепция депрессивной позиции в нормальном эмоциональном развитии. Теория переходных объектов и феноменов перехода. Теория триангуляции.

Лекция 4 «Психоанализ и деньги»

Шизоидная, депрессивная, нарциссическая, фобическая, истерическая и пограничная структуры личности и поведение человека на работе, отношение к работе, способность зарабатывать и тратить деньги. Кто работает чрезмерно и почему... Как справиться с конкурентами. Почему люди опаздывают... Как организовать свой отпуск.

Стоимость участия: 2850 руб.

Предусмотрены скидки 150 руб. членам МОО СРС КИП

300 руб. для прошедшихсеминар средней ступени;

450 руб. для психотерапевтов МОКПО.

Дополнительная скидка 300 руб. для участников фестиваля, который пройдет 6-7 января 2013 «Современные подходы в лечении психосоматических заболеваний».

Т ак же Вы можете получить скидку 10%, если в семинаре примет участие коллега по Вашей рекомендации.

Скидки суммируются. ВНИМАНИЕ скидки действуют при оплате до 20.12.12

Предварительная запись, дополнительная информация

по телефону 8 917-4030-917 Каюмова Радмила

План:

1. Предмет психологии физического воспитания и спорта

2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания

3. Задачи психологии физического воспитания и спорта

4. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте

Литература:

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г. Д. Горбунов. - 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 296 с.

3. Ильин, Е. П. Психология спорта учебник / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

4. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А. В. Родионов. – М.,: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.

1. Психология физического воспитания и спорта — это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

2. Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.

Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания.

Физическое развитие человека как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т.д.). Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным зако­нам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений, предпочтительных для формирования личности отдельного человека и общества в целом.

Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач. Учитывая, что психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания — это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса.

3.В настоящее время нет единого взгляда на сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.

Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование».

Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.

Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач

1. Специфические задачи

а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствованиядвигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;

б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуальногофонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

2. Общепедагогические задачи

а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовоевоспитание;

б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.

Основные цели психологии спорта — это изучение психоло­гических закономерностей формирования у отдельных спорт­сменов и команд спортивного-мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена

Следует отметить следующие конкретные задачи:

а) психологический анализ соревнований;

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешноговыступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

2. Разработка психологических условий дляповышения эффективности спортивной тренировки

Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:

а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;

б) определить пути максимально использовать возможностиорганизма спортатакже создавая специальные методы тренировки;

в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;

г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.

3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям

Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.

На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.

Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее — значит:

а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;

б) исследовать психические состояния, развивающиеся в пред-соревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний.

в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности

Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.

Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:

а) охарактеризовать психологические закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности — спортивнаясреда»;

б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;.

в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);

г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;

д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессеспортивного совершенствования.

5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе

Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.

Для решение этой задачи предполагается:

а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т.д.), разработать

С-методы управления ими с целью создания благоприятного психо­логического климата в спортивных командах;

б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;

в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;

г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.

Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.

Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.

Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте — росту спортивных результатов.

Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности — соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.

Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании — обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте - достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.

Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.

В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.

Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого — механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.

Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы — все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.

В данном случае в силу вступают вторичные потребности, ко­торые в психологии связывают с развитием личности человека.

Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.

Действия — основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия — это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.

Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте — спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:

1) действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности);

2) действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).

Спортивная деятельность может быть представлена в виде следующей схемы.

Структура спортивной деятельности

  Тренировочная деятельность       Соревновательная деятельность  
       
             
  Морфо-функциональные изменения организма     Проверка состояния организма
         
  Становление технических умений и навыков, повышение уровня специальных знаний     Проверка соответствия имеющихся технических умений, навыков и специальных знаний
         
  Становление тактических умений и навыков, повышение уровня психологической подготовленности     Проверка соответствия имеющихся тактических умении и навыков, психологической подготовленности
         
  Становление личности     Становление личности

Все это дает возможность выделить ряд психологических особенностей спорта как специфического вида деятельности.

Психологические особенности тренировочной деятельности:

· обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;

· совершенствование психологических процессов и свойств личности;

· адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;

· систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);

· подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;

· отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;

наличие специфического общения:

· с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей);

· с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;

· наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.

Психологические особенности соревновательной деятельности:

· соревнование обладает стимулирующим влиянием;

· во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;

· соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;

· результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;

· соревнования — это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом психологии физического воспитания и спорта?

2. Что исследует психология спорта?

3. Как вы можете объяснить педагогическую направленность психологии физического воспитания?

4. В чем сущность задач психологии физического воспитания?

5. Сравните задачи, стоящие перед психологией спорта и психологией физического воспитания.

6. Чем определяются психологические особенности спортивной деятельности?

7. Какие психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности вы знаете?

Тема 2 Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры.

План:

1. Мотивационная сфера личности школьника

2. Цель и уровень притязаний школьников

3. Эмоциональная сфера школьника

4. Волевая сфера школьника

5. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника

Литература

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

2. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А. В. Родионов. – М.,: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.

1 Вопрос. Мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, т. к. реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей. Мотив – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. Мотив начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности. Потребность – это нужна в чем-то, которая проявляется в состоянии напряжения в психике и отражается в сознании человека в виде желаний, влечений.

Все потребности делят на 4 группы:

1.Биологические.

2. Материальные.

3. Духовные.

4. Социальные.

С развитием человека большая роль должны приобретать духовные и социальные потребности. Биологические и материальные потребности не исчезают, но они не играют главную роль, определяющую смысл существования человека.

Появление потребности влечот за собой события, которые сопровождаются внутренней психической и внешней моторной активностью человека, стремящегося избавиться от возникшего у него внутреннего беспокойства, напряжения, тревогу. Вследствие этого у него возникает побуждение к поиску выхода из создавшейся ситуации. Он начинает проявлять, мысленно решая, каким путем он может удовлетворить возникшую потребность. Это приводит к появлению цели.

Различают в мотивах общее и частное. Общее больше связано с потребностями, а частное с целями.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем заниматься конкретно ему безразлично. К вторым можно отнести желание школьника заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. Мотивы посещения уроков физической культуры у школьников тоже разные: те, кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, не удовлетворенные уроками, ходят ради отметок.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет свою потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества. Во-втором случае он может стремиться к получению следующих результатов: самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения, подготовка себя к труду и службе, удовлетворение духовных потребностей.

2 Вопрос. Под целью понимается объекты и ситуации, которых необходимо достигнуть для удовлетворения потребности. Трудность целей, которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний, т. е. уровень притязаний выше там, где труднее цель. Уровень притязаний определяется ситуацией, но он может характеризовать и постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В первом случаи ситуация определяет трудность выбираемой цели. (например школьник убедившись в том, что выполнить норматив по физической подготовке не так сложно, как он думал раньше, ставит более трудную для себя задачу. И наоборот, неудачные попытки достичь какой то цели могут привести к снижению уровня притязаний. Во втором случае уровень притязаний выступает как черта личности, которая оказывает существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Есть люди с адекватным, завышенным и заниженным уровнем притязаний. С адекватным уровнем человек выбирает себе цели соответствующие его возможностям (независимо от того трудные это цели или легкие). С завышенным уровнем, выбираемые цели явно превосходят возможностям человека. Но он не понимает этого и в случае неудачи ищет причину ее не в себе самом, а в окружающих. С заниженным уровнем цель явно ниже его возможностей. Люди неуверенны в себе и выбирая цель, явно перестраховываются, чтобы избежать неудачи и не потерять высокую оценку со стороны окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: